Кроме удивительных магнитов,
в «китайской» коллекции Бузурга ибн Шахрияра упоминаются еще два камня,
а именно тот, что облегчает роды, и другой, в чьей полости спрятан
маленький камень. В средиземноморской античной традиции оба названных
свойства приписывались аэтиту.
В арабской легендарной минералогии аэтит приобрел новую особенность.
Ал-Бируни относит аэтит к индийским лекарствам, помогающим при эпилепсии
(ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 87). То же самое пишет Ибн Сина:
«Иктамакт — аэтит, орлиный камень. Сущность. Индийское лекарство,
действующее так же, как пион. Органы головы. Им натирают то место, куда
поднимаются пары, и оно останавливает падучую» (Ибн Сина. Канон. И. 49).
Скорее всего, эти сведения восходят к сирийской «Книге о камнях»
Псевдо-Аристотеля, откуда их также заимствовал латинский писатель Марбод
Реннский.
Из медицинских сочинений сведения об орлином камне попали в сборники о
чудесах мира. В персидской космографии XIII в. о нем говорится как о
достопримечательности Египта: «В Мисре же есть камень. Если потрясти
его, от него исходит звук. Если же разбить, то внутри окажется другой
камень серого цвета. Если кусочек этого камня привязать к больному
падучей, болезнь его совершенно пройдет» (Чудеса мира. 66).
Исходная версия такова. По словам Плиния, аэтит находят в орлиных
гнездах. Говорят, будто находят их попарно, мужской и женский камни.
Орлы не высиживают своих детенышей без них. Этих камней четыре вида.
Тот, что происходит из Африки, считается женским, он мягок и невелик, а
внутри как бы в чреве содержит нежную белую глину. Мужской же, родящийся
в Аравии, крепок, походит на чернильные орешки, красноват и внутри
содержит крепкий камешек. Третий находят на Кипре, цветом он похож на
африканский, но больше и продолговатее, ибо прочие имеют шарообразный
вид; в пустоте своей полости он содержит нежный песок и камешки, но сам
так мягок, что растирается пальцами. Четвертый родится близ Левкады, где
находится гора Тафий; он белого цвета и находится в реках. Во внутренней
его полости имеется нежный камешек (см.: Плиний. XXXVI. 149). Считается,
что «орлиные камни» — это пустотелые жеоды, яйцевидные галечки,
железисто-глинистые конкреции, в полости которых нередко бывает заключен
небольшой камень. Подобное строение конкреций создавало представление,
что в полости жеоды «зарождается» новый камень. По этой причине их
использовали для облегчения родов.
Согласно выпискам византийского писателя VI в. Кассиа-на Басса, «орлиный
камень бывает двух видов. Есть плотный и крепкий и есть пористый и
пустой в середине. Плотный, если его надеть на мужчину, способствует
деторождению; легкий же, надетый на женщину, способствует донашиванию
плода» (Геопоники. XV. 1. 30). В хорографическом трактате III в. н. э.
утверждается: «В Евфрате родится камень, который называется орловиком;
повитухи при трудных родах прикладывают его к животу рожениц, и те сразу
рожают без боли» (Лжеплутарх. О реках. 20. 2).
Раннехристианский взгляд на эту тему представлен в занимательной
полемике Оригена с Цельсом (248 г. н. э.). Цельс утверждает, что змеи и
орлы знают много средств против ядов и болезней и даже знают лечебные
свойства некоторых камней, которыми и пользуются для врачевания своих
детенышей. Ориген отвечает: «И если орлы, нашедши так называемый орлиный
камень, уносят его затем в свои гнезда, чтобы пользоваться им для
лечения своих птенцов, то как же из этого следует, что они — как ты
думаешь — являются мудрыми и даже более мудрыми, чем люди, которые
опытом при помощи своего рассудка и после целого ряда умозаключений
изобрели то средство, которое орлам дано в виде противоядия самой
природой?» (Ориген. Против Цельса. IV. LXXXVII).
В александрийском «Физиологе» говорится о грифе (гипе), который для
облегчения родов ищет особенный камень в Индии. «Физиолог говорит о гипе,
что он обитает на высоких и возвышенных местах и спит на высоких скалах
и на отрогах гор. Когда же зачнет, отправляется в Индию и берет камень,
благоприятствующий родам. Камень этот, как орех, имеет оболочку. Лишь
только тронешь его, другой камень внутри его прыгает, как погремушка,
стуча и звеня. И когда родящая, взяв его, садится на камень,
благоприятствующий родам, то без труда рождает» (Физиолог, с. 137-138).
Античная средиземноморская мифология аэтита связана исключительно с
рождением потомства.
Что же касается средневековой традиции, то у аэтита появились новые
свойства, о чем свидетельствует сюжет из поэмы, сочиненной Марбодом
Реннским (1035-1123).
Средь превосходных камней аэтит помещается также.
Птица Зевса — орел достает его в крайних пределах мира,
Как стража гнезда и защиту грядущих потомков.
Им в состоянии он отвратить от птенцов все невзгоды.
Как у носящей во чреве, в том камне скрывается камень:
Вот и считают, что он помогать беременным может,
Выкидыш чтоб не случился, иль чтобы не мучились в родах;
Камень подобный обычно на левой руке помещают.
Кроме того доставляет сей камень носящему трезвость,
Множит богатства и стать с его помощью можно любимым;
Он и победу дает, и венчает любовью народной,
Мальчикам он невредимо иль девочкам жить помогает,
И говорят, что припадков падучей болезни — противник.
(Марбод Реннский. Лапидарий. 27)