В забытой ныне мифологии
магнитов имелись камни, обладающие чудесной силой притяжения.
Воображение знатоков волновал амфитан, притягивающий золото. О нем пишет
Плиний: «Амфитан, иначе называемый хризоколла, находят в той части
Индии, где муравьи выкапывают золото и где он четырехугольной формы,
похожий на золото. Утверждают, что его природа такая же, как у магнита,
за исключением того, что он, как считают, притягивает золото» {Плиний.
XXXVII. 54. 7).
Диалоги Бузурга ибн Шахрияра с собеседниками, побывавшими в Китае,
показывают, какие представления о свойствах камней царили в среде
мусульманских путешественников. Описывая китайские камни, они на самом
деле говорят о камнях, чья мифология сложилась в средиземноморской
традиции. Китайские чудеса на поверку оказываются искаженным пересказом
мифов греко-римской минералогии.
«Путешественник, ездивший в Китай, рассказывал мне о различных камнях, —
пишет Бузург ибн Шахрияр, — которые он видел там: один из них
притягивает свинец даже через стенки опрокинутой миски; если его
положить под роженицу, он облегчает ей роды. Там же имеется камень,
притягивающий желтую медь, и другой, притягивающий золото, и всем
известный магнит, притягивающий железо. Один из местных камней тушит
огонь, и внутри его движется другой камень» {Бузург ибн Шахрияр, с.
108).
Ал-Бируни тоже слышал историю о фантастическом магните для золота:
«Рассказал мне один из евреев рабанитов, что он видел у другого еврея
камень, который притягивал к себе золото, и что он предлагал ему за него
пятьдесят динаров, но тот не согласился. И если рассказчик говорил
правду, то этот {камень] стоил больших денег, [так как] он избавил бы
менял от извлечения из крупинок золотого песка инородной примеси
посредством магнита удлиненной формы в виде пальца. Этим магнитом они
ворошат и перемешивают золотой песок, пока не пристанет к нему примесь,
а это — тяжелый черный песок, который бывает вместе с золотом и который
почти невозможно удалить промыванием; поэтому золото и очищают от него
при помощи магнита» (ал-Бируни. Минералогия, с. 202).
Роджер Бэкон шестую главу трактата «О тайных деяниях искусства и природы
и о ничтожности магии» посвятил удивительным опытам. По его мнению, эти
опыты не имеют большой пользы, но служат доказательством всего тайного,
которое не искушенная в опыте толпа отрицает. «Таковое сходно с
притяжением магнитом железа: ибо кто поверил бы, что такое притяжение
возможно, если бы не увидел его? И многие чудеса природы, неизвестные
толпе, заключены в этом притяжении, как учит опыт того, кто интересуется
[таковыми явлениями]. Такового много, но есть и более значительные
[вещи]. Ибо равным образом [некий] камень притягивает золото, серебро и
все металлы. Также брошенный камень отклоняется в сторону кучи [камней],
деревья тянутся друг к другу, а части животного, отделенные друг от
друга по месту, объединяются в естественном движении. И после того как я
сам видел таковое, мне не трудно поверить [чему-либо], относится ли оно
к Божественному или человеческому, если я рассмотрю это должным образом»
(Роджер Бэкон. О тайных деяниях. VI).
Решительную точку в теме притяжения золотого магнита поставил английский
ученый Вильям Гильберт, издавший в 1600 г. трактат «О магните».
«Философствующая чернь и авторы, списывающие у других, часто повторяют в
физиологии взятые из чужих трудов мнения и заблуждения по вопросу о
притяжении разных тел, например: будто алмаз притягивает к себе железо и
отнимает его у магнита; будто есть разные магниты: одни — притягиваюшие
золото, другие серебро, медь, свинец, даже такие, которые влекут к себе
мясо, воду, рыб. Говорят, что пламя серы стремится к железу и камням;
так будто бы и белая нефть привлекает к себе огонь. Я сказал выше, что
на земном шаре встречающиеся в природе неодушевленные тела притягивают и
притягиваются другими только магнетически или электрически. Поэтому
неверно, что есть магниты, притягивающие золото и прочие металлы, так
как магнитное тело тянет только магнитное. Впрочем, Фракасторий говорит,
что он показывал магнит, притягивавший серебро. Если это правда, то это
должно было происходить благодаря железу, искусно примешанному к этому
серебру и скрытому в нем, или благодаря тому, что природа (как она
иногда, хотя и редко, делает) смешала с серебром железо; ведь природа
редко примешивает железо к серебру, а серебро к железу крайне редко или
даже никогда. Фальшивомонетчики и алчные государи смешивают при чеканке
монеты железо с серебром; таков был динарий Антония, если только Плиний
сообщает правду. Вот почему Кардан (может быть, введенный в заблуждение
другими) говорит, что есть род магнита, притягивающий серебро. К этому
он добавляет весьма неубедительный опыт. „Итак, — говорит он, — если
тонкий серебряный прутик будет намагничен, то в том месте, где
остановится этот подвижный прутик, он повернется к серебру
(преимущественно к большому его количеству), хотя бы последнее и было
закрыто: таким способом всякий сможет легко обнаружить скрытые
сокровища". Он добавляет, что камень должен быть наилучшим, какого он
никогда не видел. Конечно, ни он и никто другой никогда не увидит ни
такого камня, ни такого опыта» (Гильберт. О магните. II. 38). Амфитан,
притягивающий золото, Гильберт назвал сказочным камнем.