В Средние века существовало несколько систем
классификаций минералов. Одна из них принадлежала знаменитому врачу и
химику ар-Рази (865-925), другая — Ибн Сине (981-1037). По мнению
последнего, «минеральные тела могут быть разделены приблизительно на
четыре категории: камни, плавящиеся вещества (металлы), серные вещества
и соли» (Ибн Сына. Книга Исцеления, с. 51). Естественнонаучная
классификация минералов была разработана ал-Бируни (973-1048) и изложена
в его трактате «Собрание сведений для познания драгоценностей».
Критерием для иерархии камней выступает такой показатель как плотность
природного материала. Существовала и мистическая иерархия минералов, где
их названия объединялись в замкнутую систему, и в конечном счете
выступали как одно слово — чудотворное имя Бога. Минералы выстраивались
по степени удаления от совершенства единого Бога.
С точки зрения знаменитого суфия Ибн ал-Араби (1165-1240), Коран, будучи
речью Бога, являет собой застывшую в словах Истину, мостик, перекинутый
от Божественного знания к человеческому пониманию. Лишь избранные могут
проникнуть в самую суть вещей, отрешившись от являемой ими видимости.
Ибн ал-Араби, ссылаясь на откровение, полагает, что земля сотворена
Аллахом прежде небес: из нее люди войдут в рай (который предстает
царством высших минералов), подобно тому как человек, сотворенный из
глины, был оживлен дыханием Бога. В области воображения минералы
одухотворяются. Особого интереса к природным сущностям Ибн ал-Араби не
проявляет, что видно из перечня минералов, куда по ошибке он внес
жемчуг, кораллы, мускус, камфару и амбру.
(Мускус — сильно пахучее вещество, выделяемое мускусной железой самца
кабарги; Камфара — бесцветное кристаллическое вещество с характерным
запахом, добываемое из камфорного дерева Cinnamomum camphora Nees.,
распространенного в Индонезии; Амбра — патологическое образование в
кишечнике кашалота).
«Рай целиком построен из драгоценных минералов: жемчуга, кораллов,
алмазов, перламутра, яхонтов, золота, серебра, изумрудов, мускуса,
амбры, камфары и тому подобного. Если ты встретишь в преданиях сообщения
о том, что верховые животные, гурии, отроки и все прочее в раю созданы
из жемчуга, яхонтов и кораллов, то сделай из этого правильный вывод,
ведь Адам был создан из „праха" и „глины, облеченной в форму" [Коран.
15, 26-28], а ты сам — „из воды ничтожной" [Коран. 77, 20]. Во всем этом
содержится указание на первоисточник. Подобно тому, как земля стала для
рая тем, что мы упомянули, в ней также имелись для ада все низкие
минералы, например, сера, железо, свинец, медь, асфальт, гудрон, а также
всяческая гниль и нечистота. (...) Человек был предостережен от
совершения греха упоминанием вади Джаханнам близ Иерусалима, холма Батн
Мухассир, Проклятой земли, дерева Гаркав» (Ибн ал-Араби. Путы для
готовящегося вскочить, с. 136-137) (Гаркав — аравийская камедоносная
акация, у нее есть шипы; растет в солончаковых землях, см.: ал-Бируни.
Книга о лечебных веществах. 741).
Перечень земных областей с ярко выраженной отрицательной энергетикой
призван напомнить о реальности ада. Согласно теории, которую излагает
сирийский ученый Ишох (XIII в.), металлы и камни продолжают рождаться
долгое время спустя после Творения. Такой взгляд предполагает иную
классификацию, учитывающую случайность, игру природных сил, автономное
от божественной воли рождение и существование материальных тел. Тем
самым провоцируется конфликт между церковным и научным видением мира.
Конфликт тем более показательный, что та и другая позиции предполагают
участие созидающей духовной силы. Проблема в том, каким именем
обозначить эту силу.
«Причиной сохранения всеобщей гармонии, — пишет Ишох, — мы считаем
природу, и она вращает небесную сферу. Церковь учит так: природа создана
попечением Божьим, а внешние книги (то есть языческие) считают, что
всеобщий дух дарует жизнь всему сущему. И церковь полагает, что сия
природа, созданная попечением Божьим, вращает небесную сферу. И она
движется из эфира в глубочайшие земные пропасти и бездны».
Все, что находится в подлунном мире, по мнению Ишоха, бывает двух родов:
простого (конечного) и вечного. Простой род делится на три вида: это
животные, растения и благородные ископаемые. Металлы и минералы являются
творением четырех стихий — земли, воды, воздуха и огня, при участии
божественной природы. Ртуть считалась исходным элементом всех плавких
веществ.
«Природа приводит в движение стихии, и возникает некое дивное смешение,
и различные полезные свойства распределяются по воле случая. И она
дарует золоту красоту и вес, притягивая их из благородной влаги воды и
теплоты огня, просветляя и вываривая в недрах земли серу и ртуть. А там,
где влаги больше и жар Солнца не может сварить их, они остаются сырыми,
и образуется серебро, то есть сырое золото *. А где имеется еще больше
теплоты и серы и ртути и осадка и отстоя, там образуется медь, то есть
отстой серебра. А где было еще больше прохлады и сухости, там
образовалось железо, то есть сырая медь. А где было еще больше теплоты и
влажности, там сера и ртуть превращают их в олово, то есть затвердевшую
ртуть. И где изобилует теплота и влага и холод, там из них образуется
черный свинец, то есть капар. А из соленых и горьких вод образуются
квасцы. И люди обнаружили 7 видов квасцов и 7 видов купороса, что
зависит от свойств влаги. А от избыточной пресности земли при смешивании
ее с помощью дождевой влаги с ртутью и серой образовалась белая влага,
которая, достигнув соленого моря, превращается в камень: белый яхонт **.
И изрядное время побывав в плену у моря, он становится синим и,
оставаясь там дольше, становится желтым. А побывав еще дольше в плену у
моря либо же, будучи извлеченным наружу, во все остальные дни свои он
пребывает красным и совершенным. А от большей прохлады и чистоты серы и
ртути возникает хрусталь. А лазурный камень и изумруд образуются из
семейства меди. Из смешения веществ и избыточной сухости и прохлады, из
черной земли и осадочной ртути возникает камень шамирь [samir —
древнееврейское название алмаза, на котором крошат медь], и он не
повреждается, а козлиная кровь растворяет его. Ртуть и сера,
повстречавшись со смертоносной влагой земли, образуют алмаз. А в месяце
мае при попадании дождя на разгоряченные мышцы моллюска образуется
жемчуг. Все вышесказанное природа сотворила с помощью ртути и серы,
кроме жемчуга, созданного дождем и животным. Ибо первое творение природы
— ртуть и сера, которые создаются с помощью Солнца; вначале образуется
ртуть, а из ее дыма — сера и из них — все вышесказанное. А из мышьяка и
сурьмы образуются все те камни, о которых мы не упоминали, например,
мархашиты [марказит. Под этим названием объединяют группу сернистых
минералов — колчеданов. Они использовались при обработке драгоценных
камней], кои суть семейство камней» (Ишох. Книга о природе, с. 39-40).
-------------------------------
* Это представление было близко и ал-Бируни: «Золото проходит через ряд
расплавленных состояний, начиная от его родителей — ртути и серы, и,
пройдя через состояние олова, меди, свинца и серебра, приобретя окраску
и твердость золота, также останавливается и не переходит за ступень
совершенства» (ал-Бируни. Минералогия, с. 72). b Более ясно эта теория
изложена Ибн Синой: «Если ртуть чистая и то, что к ней примешано и
привело ее к отвердению, состоит из силы серы белой, непрорежженной и без
загрязнений, иначе говоря, если сера превосходит ту, которой пользуются
алхимики, то образуется серебро. Если же сера по своей чистоте
превосходит эту и обладает большей чистотой и, кроме того, обладает
красящей тонкой, но не сжигающей силой огня, то есть если она
превосходит ту, которую применяют алхимики, то она может превратить
ртуть в золото» (Ибн Сина. Книга Исцеления, с. 53).
** Яхонт — старинное собирательное название сапфира (белый и синий
яхонт), топаза (желтый яхонт) и рубина (красный яхонт). По сведениям
ал-Бируни, яхонты добывали на островах Цейлон и Ланка, где имеются «копи
темно-синих и желтых яхонтов. Затем граница Рунак, где имеется гора Барк
(„Молния"), а под нею находятся копи красного яхонта. Утверждают, что та
молния придает ему красоту» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах.
1109). Речь идет о россыпных месторождениях яхонта. В центральной части
острова Цейлон возвышается горная гряда, сложенная ярко-красными
гранитными породами, а в гравийно-аллювиальных наносах, развитых в
юго-западной части острова, находятся неисчерпаемые россыпи
разнообразных драгоценных камней. Из гравия, как известно, добывают
сапфир, рубин и другие разновидности корунда, аквамарин, хризоберилл,
циркон, турмалин, шпинель разных оттенков, аметист и бесцветный горный
хрусталь, топаз и в особом изобилии гранаты — альмандин.
Видимо, в IX в. под влиянием мистических концепций стали возникать
причудливые затеи, быстро распространявшиеся от одного двора к другому.
Так, в одном из дворцов Египта был устроен пруд из ртути, площадью 50 х
50 локтей. По углам пруда высились столбы из массивного серебра, на
которых при помощи серебряных колец были укреплены шелковые шнуры,
державшие надутый воздухом кожаный матрац; на этом ложе обычно спал
повелитель. «Одна из великолепнейших мыслей царственного ума! Как это
было чудесно, когда лунными ночами сияние луны сочеталось со сверканием
ртути», — полагает египетский историк ал-Макризи (1364-1442). В 917 г. в
Багдаде халиф показывал в новом павильоне византийскому послу озеро из
олова, «прекраснее, чем полированное серебро», величиной 30 х 20 локтей,
а на нем четыре красивых легких парусных судна, обитых и накрытых
златотканым египетским полотном. Во дворце халифа, посреди круглого
пруда с прозрачной водой, стояло дерево с восемнадцатью сучьями, ветви
которых были из серебра — небольшое количество было из золота, — и на
них висели разноцветные листья, которые трепетали, подобно листьям
настоящего дерева. На ветвях сидели разные птицы из серебра и щебетали.
Мистическая и природная классификации минералов пересекаются в предании
о волшебном городе-дворце Ирам, возведенном легендарным Шаддадом. Это
предание можно рассматривать как проекцию в подлунный мир драгоценных
построек рая. «Шаддад собрал все золото, серебро и драгоценные каменья,
какие были в мире, возвел на мускусе и шафране фундамент. Он выстроил
также высокие павильоны, покрыл их золотом, посадил золотые деревья, а
на них повесил плоды из драгоценных камней» {Чудеса мира. 118). Дворец
Ирам случайно обнаружил в огненной пустыне Искандер. Земля там была
россыпью золота, плоды на золотых деревьях — лалами и жемчугом, а трава
из изумрудов. Водоемы были сделаны из влажного хрусталя, а рыбы из агата
(Низами Гянджеви, с. 476).
Застывшая красота дворца Ирам воплощает идею вечности, победы над
временем и смертью, что на самом деле является апофеозом смерти.
Сакральная чистота минерального рая доведена до степени, исключающей
распад и тление, равно как и возникновение новой жизни. Вечный сон
изумрудной травы и агатовых рыб неотличим от вечной смерти. В идеальном
мире из драгоценных камней нет места для живых существ.