В географическом сочинении
Закарийи ал-Казвини упоминается эфиопский камень, обладающий
удивительными лечебными свойствами. «Камень ал-хабаш вывозится из страны
ал-хабаша. Он желтоватого цвета; им излечивают косноязычие, снимают
бельмо с глаза и удаляют шрамы» (Арабские источники XIII-XIV вв., с.
74). Эти сведения большей частью заимствованы из книги «О простых
лекарствах» Ибн Сины. Новостью здесь является избавление от косноязычия.
Кажется, эфиопский камень существовал на самом деле. Сведения о нем
арабская медицина получила в наследство от античной медицины. Ссылка
ал-Бируни на мнение Диоскорида и Галена подтверждает это предположение:
«Хаджар хабаши (Lapis thyites). Камень — это кусок земли, или воды, или
растения, окаменевший в воздухе или в воде. Камней много, их различают
по их руднику, или цвету, или трением и др. Наиболее правильным является
определение камней по их порядковой близости к камню, который является
для них родовым. Диоскорид говорит, что в Эфиопии есть зеленый камень,
если его растереть, то образуется нечто подобное молоку. Гален говорит,
что молокообразный [продукт растирания] щиплет язык. В другом месте он
говорит, что этот камень привозят из Эфиопии и он как яшма имеет
желтоватый оттенок» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 286).
Поскольку в трактате по минералогии ал-Бируни не вспоминает этот камень,
то кажется правдоподобным предположение, что он никогда его не видел.
Картина, рисуемая Ибн Синой, создает впечатление реального знакомства с
эфиопским камнем, но на поверку оказывается, что и этот знаток лечебных
средств лишь пересказывает то, что было известно античным врачам: «Хаджар
хабаши — „эфиопский камень". Сущность. Этот камень привозят из Эфиопии;
он желтоватый, и его растирают в порошок, который жжет язык и походит на
молоко. Органы глаза. Он сводит с глаза пелену, если она не
сопровождается опухолью и воспалением. Помогает от следов, оставляемых
язвами. Помогает от мягкой крыловидной плевы» (Ибн Сана. Канон. II.
293). Диоскорид рекомендовал это средство при истечениях из глаз и при
язвах (Диоскорид. V. 93).
Камнем, который при растирании превращался в вещество, похожее на
молоко, был галактит, описанный Плинием: «Галактит бывает только
молочного цвета. Тот же камень называют и лейкографитом, и синнефитом;
растертый, он приобретает вид и ощутимый вкус молока. Говорят, он дает
кормилицам обилие молока для вскармливания; также, подвязанный на шею
детям, он вызывает слюнотечение, во рту же тает. Говорят, тот же камень
отнимает память. Приносят его реки Нил и Ахелой. Галактитом называют и
смарагд, обвитый белыми жилками» (Плиний. XXXVII. 59, 1). Ибн Сина
называет галактит млечным камнем и приписывает ему лечебные свойства,
которыми, согласно Диоскориду, обладал эфиопский камень: «Частицами
этого камня, измельченными от растирания в воде, смазывают [глаза], и
это препятствует приливу к глазу излишков и образованию в нем язв» (Ибн
Сина. Канон. II. 286).
Армянский врач Мхитар Гераци (XII в.) следует традиции арабских врачей,
когда пишет о неком зеленом минерале. Возможно, это тот же самый
эфиопский камень: «Малахит, зеленый камень, похожий на изумруд, бывает
многих цветов. Есть и другие похожие на него камни. Находят его в медных
рудниках. Малахит мягок; если его скоблить, то поддается соскабливанию,
и если положить соскоб в глаз, то он очищает бельмо; если присыпать им
укушенное место или поскоблить и смешать его с уксусом и положить на
сыпь, то помогает. Проясняется и мутнеет вместе с изменением состояния
воздуха, становится чище в утренние и вечерние часы» (Мхитар Гераци, с.
131). Малахит встречается на окисленной поверхности медных залежей, чаще
всего в виде корочек, землистых масс; хорошие кристаллы образуются
редко, обычно встречаются тонколучистые сростки кристаллов, натечные
скопления. Цвет малахита — ярко-зеленый, голубовато-зеленый,
темно-зеленый.
Эфиопский камень, с каким бы минералом его ни отождествлять, к излечению
косноязычия никакого отношения не имел.