По мнению арабов, индийские
мечи обладали удивительными свойствами. Необычным было и место, где их
ковали. Считалось, что секрет мечей охраняют брахманы. Вот что говорится
в космографии ал-Бакуви: «Калах — большой неприступный и с высокими
стенами город в ал-Хинде. В нем много садов. Там сосредоточие брахманов
— мудрецов ал-Хинда. В городе находится крепость, в которой куются
калайские мечи, а это превосходные индийские мечи, и бывают они лишь
здесь» (ал-Бакуви. II. 28). Согласно сведениям ал-Бируни, калайские мечи
куют из железа, которое образуется в земле при ударе молнии. Если это не
преувеличение, то, возможно, речь идет о метеоритном железе.
В конце XV в. арабский лоцман Ахмад ибн Маджид, автор морской
энциклопедии, описал десять островов Индийского океана. О Тайване он
сообщает следующее: «Пятый остров называем Гур, место, где производят
гурскую сталь и чистые мечи, рассекающие всякое железо» (Ахмад ибн
Маджид. Книга польз. 69).
Сведения о свойствах индийского железа, изложенные в персидской
космографии, не поддаются рациональному объяснению. «У индийцев есть
удивительное железо. Если изготовить из него нож и заколоть им животное,
из раны не выступит кровь. Если же сделать из этого железа стрелу и
выпустить ее в камень, она пройдет сквозь камень. Магнит не притягивает
это железо. Если положить железо в огонь, оно не станет красным, а
сохранит свой цвет. Железо это привозят для царей Индии, они изготовляют
из него мечи. Если убить кого-нибудь тем мечом, кровь не выступит.
Железо вывозить оттуда не дозволяют. Все грузы купцов обыскивают и, если
найдут среди них железо, отбирают. По этой причине железо никуда не
вывозится» {Чудеса мира. 289).
Эти сведения отражают древние поверья о мечах, наделенных магической
силой, — одушевленных мечах вроде маджа-пахитских клинков в Островных
Индиях. Клинки, преисполненные маны, часто были оружием, происходящим из
отдаленных земель. Мечи, которые могли вспыхивать светом, резать яшму и
убивать людей без пролития крови, считались «упавшими с неба».
Остается открытым вопрос, была ли необходимость улучшать свойства
небесного железа, закаливая его в различных смесях, или нет. Проблема в
том, что у нас нет текстов, дающих полное представление о
технологическом процессе. Так, например, в географическом сочинении
ал-Идриси сообщается, что железо, из которого ковались эти мечи,
добывалось в Африке. Магические же свойства мечи приобретали благодаря
искусству индийских мастеров. «Дело в том, — пишет ал-Идриси, — что в
стране Софала в горах есть рудники с большими запасами железа. Жители
островов аз-Забадж и других разбросанных вокруг них островов приезжают к
жителям Софалы, вывозят от них железо в остальные страны Индии и на ее
острова и продают его там за хорошую цену. Поэтому железо является самой
главной статьей дохода и основным товаром, идущим в страны Индии. И хотя
железо есть и на островах, и в рудниках Индии, в стране Софала его
больше, оно лучше и мягче. Индийцы хорошо изготовляют составы из смеси
[различных] снадобий, с которыми они сплавляют мягкое железо, получающее
после этого, по названию Индии, наименование индийского» {Арабские
источники Х-ХП вв., с. 306).
И наоборот, считалось, что самхарские копья африканцы делали из
индийских копий, которые попадали к ним удивительным путем. «Самхар —
селение в стране ал-хабаша. Здесь изготовляют самхарские копья, а это
лучшие из копий, как говорит ас-Сули. А другие говорят, что это селение
расположено в долине Нила. Из Индии по воде сюда приносит много копий.
Жители этого селения собирают их, раскаляют плохие копья, улучшают их
качество и продают. Они известны в стране ал-хабаша, откуда их вывозят в
другие страны» {Арабские источники XIII-XIV вв., с. 86).
Арабы полагали, что индийские мечи изготовлены из небесного железа. В
руках мастеров это железо подвергалось особой процедуре очищения.
Ал-Бируни в трактате «Минералогия» разбирает стихотворные строки, где
говорится об изготовлении меча: «Сказал поэт из племени Хузайл:
Достаточно тебе индийского меча из небесного железа,
Длиной больше локтя и короче ба' торговца;
Из чистого железа, тело которого подверглось
Долгой ковке и [пребыванию] в желудке голодных птиц.
Первый стих допускает сотворенность железа, при этом смысл упомянутого
[стиха Корана] о ниспослании [железа] передается здесь [словом] „небо";
говоря „индийский", он не имел в виду отнести его происхождение к Индии,
— называя так меч, он хотел указать на постоянно присущее ему качество.
Во втором стихе [словами „чистое железо"] он поясняет то, что говорят об
огне молнии — что он пронзает землю и проникает вглубь ее; и [когда]
копают по следу ее, извлекают из земли кусок железа, из которого
выделываются калайские мечи. Смысл же слов „желудок птиц" заключается в
том, что железо это разрубается на куски и затем накаливается, пока оно
не станет как пылающий уголь, и тогда бросают его страусу, чтобы в его
желудке оно очистилось от окалины, и он выделяет потом железо в
испражнениях чистым и пригодным, и тогда из него делают мечи; затем куют
их молотами и придают им блеск посредством полировки. И рассказывал тот,
кто видел, как страусы глотают раскаленное железо, что оно не
задерживается в их желудке, а выходит в том же виде сразу же после
проглатывания» {ал-Бируни. Минералогия, с. 233-234).
Страус действительно заглатывает камни, которые постепенно перетирают
любой инородный предмет, в том числе и железный, заглоченный прожорливой
и неразборчивой птицей. На этом основании греческие зоологи полагали,
что железо растворяется в желудке страуса {Тимофей. О животных. 22а.4).
Но отсюда не следует, что страус способен безболезненно глотать
раскаленное железо. Обычно ал-Бируни отвергает подобные рассказы; на
этот раз он проявил удивительную сдержанность.
Фантастические представления арабов о страусах, глотающих раскаленное
железо, были восприняты китайцами. В книге южносунского чиновника Чжоу
Цюй-фэя «За хребтами. Вместо ответов» (1178), в разделе «Иноземные
страны», говорится об островах к северу от Мадагаскара. На этих островах
«есть „журавлеверблюд", туловище и шея длиною шесть-семь чи. Имеет
крылья, может летать, но только невысоко! Поглощает различные предметы.
Раскаленные на огне — разогретые докрасна, пышущие жаром медь, железо —
проглотит и это» {Чжоу Цюй-фэй. III. 7).
В персидском трактате «Описание ремесел» (XII в.) говорится о том, как
можно наделить клинки и мечи необычными свойствами: «Если кто-либо
захочет так закалить клинок, что он будет рубить все, что им ни ударить,
и станет очень острым, пусть смешает желчь барана с мочой осла и
закаливает в этой смеси клинок. После этого клинок будет рубить, все что
им ни ударить, и станет очень опасен»; «Закаливание острого меча. Если
кто-то захочет закалить острый меч, чтобы он рубил все, что им ни
ударить, а рана от него превратилась в свищ и погубила бы человека,
пусть употребит для этого кровь мула, смешанную с соком лука-порея. Меч
накалит на огне, а потом возьмет кусок войлока, смочит его указанной
смесью и закалит в нем меч так, как требуют законы этого мастерства, и
не будет меча лучше этого» {Хубайш Тифлиси. VII. 1; 5).
Ал-Идриси пишет о том, что индийцы наделяли мечи магической силой,
используя при закалке различные снадобья. Скорее всего, их рецепты
держались в секрете. Почему в таком случае Хубайш Тифлиси раскрывает
секреты смесей?