Мифология минералов
складывалась самым причудливым образом. Отрицательную репутацию ониксу
на Востоке создали авторы словарей, взявшие сведения из «Книги о камнях»
Аристотеля. На самом деле эта книга была написана в IX в. анонимным
автором в Сирии. Оникс, по-арабски джаз' — слово, означающее также
«печаль, скорбь». Филологические изыскания породили
псевдоминералогический сюжет: обитатели некой области Китая, добывая
вредоносный оникс, избавляются от него. Поскольку это вымышленный
рассказ, действие в нем перенесено за пределы арабского мира, в Китай. У
арабов оникс пользовался большим спросом. Зная об этом, ал-Бируни с
недоверием отнесся к истории о китайском ониксе.
«В „Книге о камнях" говорится: в Китае имеется копь оникса, к которой не
приближаются из боязни дурного предзнаменования; добывают его там люди,
находящиеся в нужде, и отправляют его в другие места; это происходит,
как утверждают, из-за того, что [местные жители] верят, будто ношение
оникса приносит много забот, и что если его подвесить детям [на шею], то
у них начинается слюнотечение, и что пьющий из чаши, сделанной из него,
страдает бессонницей. Говорят, цари Йемена также остерегались оникса, по
причине его названия. Но это последнее восходит к авторам словарей, а
то, [что говорилось] выше, основывается на его свойствах. А проверить
это можно только опытом. Что касается известия о том, что копь оникса
находится в Китае, то это — сообщение неизвестного лица из не
заслуживающей доверия книги. Но нельзя отрицать, что народ может видеть
в каком-нибудь предмете дурное предзнаменование, вызванное теми или
иными причинами, после того, как рассказ о дурном влиянии этого предмета
подтверждается. (...) И если бы то, что говорят о царях Йемена, будто
они в ониксе видели дурную примету, было верным, то это с течением
времени усилилось бы и распространилось среди простых людей, — они брали
бы пример с царей и переняли бы нравы. Но мы видим, что поэты арабов
постоянно описывают оникс, не стесняются его упоминать и не видят в этом
дурных примет» (ал-Бируни. Минералогия, с. 164-166).
Ал-Бируни прав. Полосатый оникс, который вывозили из Йемена, в
художественном промысле пользовался особой популярностью. Его
перерабатывали на подносы, рукоятки мечей и ножей, чаши, и его пестрый
блеск украшал почти все столы знатных людей. Оникс украшал священную
Каабу: «Внутри мечети в западной стене на высоте шести локтей над полом
помещен [кусок] оникса. Он имеет [пестрый] цвет: черный вперемежку с
белым. Величина его — двенадцать локтей на столько же. Вокруг него —
обруч из золота шириной в три пальца» (ал-Бакуви. И. 32).
О вредоносном ониксе говорится в средневековой латинской поэме,
сочиненной епископом Марбодом Реннским (1035-1123). Сведения об ониксе
заимствованны из «Книги о камнях» Псевдо-Аристотеля, той самой книги,
что была отвергнута ал-Бируни как сомнительная. На общий источник
указывает совпадение такой детали: оникс на шее у ребенка вызывал
обильное слюноотделение. Таким свойством, по сведениям Плиния, обладал
галактит; согласно молве, галактит отнимал память. Марбод наделяет оникс
взаимоисключающими свойствами.
Оникс, — подвешен на шею, — а также прилаженный к пальцу,
Души неспящие мертвых и мрачное все изгоняет.
Он умножает и ссоры, и распри питает повсюду.
И, говорят, что слюны он у мальчиков множит избыток.
Нам этот камень арабы дают и Индия дарит.
И утверждают, что разных пять видов его существует.
Имя заимствует камень от слова по-гречески «ноготь»;
То, что ногти у нас называются «унгвес» обычно,
«Онихас» греческий их на родном всегда называет.
Но если сардий с тобой, — повредить тебе оникс не сможет.
Марбод Реннский. Лапидарий. 12
В трактате Хильдегарды Бингенской говорится только о том, что оникс
избавляет от печали. Очевидно, аббатиса пользовалась другими
источниками: «Если тебя мучает печаль, пристально посмотри на оникс,
потом положи его в рот. Подавленное состояние духа пройдет» {Хильдегарда
Бингенская. О тонкостях различных свойств творений Божьих. IV. 3).
В грузинском сборнике X в., где излагается перевод сочинения Епифания
Кипрского (IV в.) о драгоценных камнях, упоминается благословенный
оникс: «Цвет этого камня красно-томный. Им украшаются жизнерадостные
невесты бояр, царей и богачей. Его растирают в воде и приготовляют
напиток» (Сказание о камнях, с. 47). Если вымышленный оникс приносил
заботы, то другой камень избавлял от них: «В Стримоне родится камень,
который называют „прекращающим горести". Если кто-нибудь найдет его, то
сразу перестает оплакивать случившуюся с ним беду. Об этом рассказывает
Ясон Византийский в книге „О Фракии"» (Лжеплутарх. О реках. 11. 2).
О копях оникса, расположенных у крайних пределов арабского мира, ходили
удивительные слухи. «Ал-Ашбуна — прекрасный город в ал-Андалусе, близ
Баджи. Там растут различные плоды и есть всевозможная охота на земле и
на море. Он находится на каменистом мысу моря, и его волны бьют в стены
города. Там есть гора, на которой находится камень ал-ба-ради, который
светится ночью, подобно светильнику. Гора эта — рудник оникса» (ал-Бакуви.
V. 6).
Согласно сочинению армянского врача Мхитара Гераци (XII в.), один из
видов бирюзы обладал свойством внушать ее владельцу печаль: «Бирюза,
зеленый, синеватый камень; есть красивые их сорта на вид. Если очистить
частицу на воздухе, то она в утреннее время или в темноте вечером
становится блестящей. Когда камень этот имеет изменчивые свойства, то он
не является хорошим. Камень может быть с одной стороны белым. Такой сорт
не следует держать при себе, так как он причиняет владельцу печаль. Он
несколько мягок» (Мхитар Гераци, с. 131).
Случай с бирюзой отчасти объясним. Бирюза пориста и легко впитывает
жиры, а под воздействием углекислого газа и различных органических
веществ теряет свой небесно-голубой цвет. В зависимости от температуры
воздуха может высыхать, окисляться и переходить в другие соединения. Эти
свойства породили представления о старении и смерти бирюзы. «Некоторые
питают к ней отвращение из-за быстроты, с которой она меняется [в
зависимости] от ясной погоды, туч и ветров; а также из-за того, что
ароматические вещества понижают ее качество, тепло уносит ее воду, а
масло убивает ее» (ал-Бируни. Минералогия, с. 159).
Видимо, не все знали и разделяли суждения о минералах, изложенные в
«Книге о камнях» Псевдо-Аристотеля.