В персидской космографии
говорится о царице жемчужин, которая обладает удивительным свойством.
Опущенная в морскую глубину, она притягивает к себе жемчуг. Тому, в чьих
руках находится царица жемчужин, остается лишь поднять ценный груз со
дна моря. Ныряльщики вообще не фигурируют в рассказе, а добыча жемчуга
приобретает сказочный характер. Есть подозрение, что царицу жемчужин
никто никогда не видел, а сведения о ней занимали воображение лишь
составителей книг о чудесах мира. Индийская легенда о чудесной жемчужине
и волшебном камне была известна грекам и персам.
«Есть жемчужина, именуют ее царицей жемчужин. Ее на цепях опускают в
море в том месте, где находится месторождение жемчуга. Жемчужина
притягивает к себе другие жемчужины так же, как магнит притягивает
железо. Когда жемчужину выталкивают из воды, она вся бывает обвешана
жемчугом. В перстне Хусрау Парвиза был камень. Тогда, когда у него было
желание, он шел на берег моря и опускал свой перстень в воду и доставал
[со дна] моря жемчуг» (Чудеса мира. 261). Средневековые путешественники
и ученые, интересовавшиеся добычей жемчуга, не упоминают эти легенды
(см.: Ибн Джубайр, с. 37; Еврейские путешественники, с 168; ал-Бируни.
Минералогия, с. 137-139).
За тысячу лет до этого история о царице жемчужин была известна
греческому писателю Флавию Арриану (95-175 г. н. э.): «Вот еще что
некоторые из индов рассказывают о Геракле: он, обойдя всю землю и море и
вычищая их от всякого зла, нашел в море новый вид женского украшения,
который те, что доставляют нам товары из страны индов, до сего дня
охотно покупают и вывозят, и наиболее богатые и удачливые — раньше из
эллинов, а теперь из римлян — с еще большей охотой покупают „морские
Маргариты", как это называется на языке индов. Геракл же, так как ему
понравилось это украшение, собрал со всего моря эти Маргариты в землю
индов, чтобы служили его дочери украшением. И говорит Мегасфен, что за
их раковинами охотятся сетями, живут же в море по многу раковин вместе,
как пчелы. И есть у этих Маргарит царь или царица, как у пчел. И если
кто-либо его случайно поймает, то и весь рой Маргарит легко изловит,
если же царь от него ускользнет, то не поймать ему и остальных.
Поймавшим нужно подождать, пока у Маргарит не сгниет мякоть, а костяшкой
пользоваться как украшением. У индов Маргариты стоят в три раза дороже,
чем чистое золото; и оно в земле индов добывается» (Флавий Арриан.
Индия. 8. 8-13).
По словам Солина, «раковины остерегаются рыбаков, поэтому скрываются по
большей части среди скал или в тюленьих стадах. Плавают они косяком, в
котором есть вожак. Если вожака поймают, то на берег вылезают и те
раковины, которым удалось спастись» (Солин. 52, 27).
Сравнивая античный и средневековый варианты, легко заметить, что
первоначально власть царицы жемчужин распространялась только на
собственный рой. Этот вариант отражает фольклор ныряльщиков за
раковинами, грезивших о богатом улове. Поздняя версия напоминает сюжет о
волшебном камне пантарб.
В романе Флавия Филострата странствующий философ Аполлоний Тианский
беседует с индийским мудрецом Иархом о самоцвете, притягивающем
драгоценные камни. На вопрос Аполлония, существует ли такой предмет на
самом деле, мудрец ответил: «Рассказам о камне, притягивающем и
удерживающем другие камни, верить стоит, ибо ты сам можешь поглядеть на
такой камень и подивиться его свойствам. (...) Родятся они в подземных
пещерах на глубине четырех саженей и испускают столь сильный дух, что
земля вздувается и покрывается многочисленными трещинами, едва
затяжелеет таким плодом. И камень этот никому не дано отыскать, ибо он
убегает, если только не привлечен заклинанием; и все же мы то обрядами,
то заговорами умеем удержать пантарб — таково имя сему самоцвету. И
ночью он являет день, будучи, подобно огню, багрян и лучист, а ежели
днем взглянуть на него, то поражает он взор тысячами блистающих искр.
Заключенный в нем свет есть дух сокровенной силы, ибо притягивает к себе
все, что поблизости. Что я разумею, говоря „поблизости"? А вот вообрази
себе камни, сколь угодно многочисленные, и рассыпаны они где-нибудь в
реке или в море, но не по соседству друг с другом, а то тут, то там, как
случится. Если же погрузить туда на бечеве пантарб, он собирает все
камни посредством духовного проникновения, так что они лепятся к нему
гроздью, словно пчелиный рой» (Флавий Филострат. III. 48).
Фантастический камень пантарб, опускаемый в море на бечеве и
притягивающий другие камни, каким-то неведомым путем оказался в оправе
перстня легендарного персидского царя Хусрау Парвиза.
Фотий сохранил фрагмент сочинения Ктесия об Индии, где говорится о
пантарбе: «Когда сфрагиды (печатки из полудрагоценных камней) и другие
драгоценные камни числом 477, принадлежащие бактрийскому купцу, были
брошены в реку, пантарб притянул их к себе, собрав все вместе». Пантарб
рассматривают как изменяющийся камень, разновидность опала. Бывают опалы
сверкающие и блестящие как алмаз. Особенностью некоторых опалов является
радужное сверкание, игра цветов, меняющихся с каждым поворотом камня.
Опал не кристаллизуется. Это затвердевшее вещество, состоящее из
растворенного в воде кварца. Опал флюоресцирует желтым и зеленым
цветами.
Автор александрийского «Физиолога» знал о волшебном свойстве пантарба,
но следуя замыслу своего сочинения, изменил известный сюжет: «Когда
умельцы ищут жемчуг, то с помощью агата находят его. Привязывают агат
крепкой веревкой и опускают его в море. И приходит агат к жемчугу,
останавливается там и не движется. И сразу отмечают ныряльщики место
агата и, следуя по веревке, находят жемчуг» (Физиолог, с. 153). На самом
деле жемчуг должен был прийти к агату. Сюжет подстроен под толкование,
где все разъясняется: «Под агатом понимается Иоанн, ибо он указал нам
мысленный жемчуг, говоря: „Вот Агнец Божий, взявший грех мира"».
Персидская легенда о необыкновенной жемчужине оказалась пересказом
древних мифов. Интерес к таким историям поддерживался в среде хранителей
царских сокровищниц. Знаменитый ученый и философ Насир-ад-дин ат-Туси
описывает резной изумруд хорезмшаха Текеша. На камне имелось изображение
Сулаймана (библейского царя Соломона) на львином троне. Согласно
преданию, перстень Сулаймана давал власть над животными, людьми и
ангелами.