С горными расщелинами или
узкими проходами как символами женского начала связывался любопытный
предрассудок. Считалось, что человек, рожденный вне брака, не сможет
пройти через такую щель. Представление носило массовый характер и
поддерживалось групповым внушением, что, однако, не исключало
скептического отношения к предрассудку со стороны здравомыслящих людей.
Три истории, одна из которых анонимна, позволяют взглянуть на вопрос с
разных сторон.
В персидской космографии проверка тайны рождения выглядит как обычай, а
ее результат носит бесспорный характер. «В Индии между двумя горами есть
расселина. Законнорожденный проходит через эту щель [благополучно]. Тот,
кто рожден вне брака, пройти расселину не сможет. Там распознают
законнорожденного от незаконнорожденного» (Чудеса мира. 301).
Первоначально это известие относилось к Йемену.
В следующем сообщении, которое относится к событиям XII в., говорится о
попытке проверить справедливость всеобщего заблуждения. Арабский шейх
Усама ибн Мункыз столкнулся с загадочным случаем. Однажды он с
шестьюдесятью всадниками направился из Босры к Дамаску. Путь проходил к
востоку от Мертвого моря. «По пути я проехал мимо ал-Ках-фа и ар-Ракима,
— сообщает шейх. — Я сделал там остановку и вошел помолиться в мечеть,
не входя в находящийся там узкий проход; один из бывших со мной тюркских
эмиров по имени Бершек захотел войти в эту узкую щель. Я сказал ему:
„Что тебе там делать, молись снаружи". „Нет бога, кроме Аллаха! —
воскликнул он. — Порождение греха я что ли, чтобы не войти в эту
теснину?". „Что ты такое говоришь?" — спросил я. Он отвечал: „Это такое
место, что в него не войдет сын прелюбодеяния, не сможет войти". Его
слова заставили меня встать и войти в это место. Я помолился там и
вышел, хотя Аллах знает, что я не верил тому, что он сказал. Потом
подошло много солдат, и все входили туда и молились. Со мной в войске
находился Барак аз-Зубейди, у которого был черный раб, очень набожный и
много молившийся; это был самый тощий и худой человек. Он подошел к
этому месту и старался изо всей мочи войти туда, но не оказался в
состоянии это сделать. Бедняга плакал, печалился и убивался, но
принужден был вернуться, не смогши войти» (Усама ибн Мункыз, с. 58).
Не доверять рассказу шейха оснований у нас нет. Остается предположить,
что несчастный черный раб был не только глубоко верующим человеком. Сила
предрассудков имела над ним особую власть. Будучи изгоем в среде арабов,
он при случайных обстоятельствах оказался жертвой группового внушения.
Узкий проход выявил и материализовал социальные и психологические связи
черного раба с миром, в котором некая условность, обозначенная как
законный брак, имела важное значение. Тайный страх раба, рожденного
бастардом, в тестовой ситуации парализовал его волю. Ставшая для него
непреодолимой щель явилась, если угодно, инструментом осознания себя.
В сакральной географии ислама пещеры с узким входом сохранили свою
архаическую символику (в мифах первые люди родились в результате
иерогамии Неба и Земли в хтонических пещерах-матках). Проникновение в
узкий вход и последующий выход повторяли сексуальный акт, развитие
эмбриона и роды, копировавшие, в свою очередь, образец: акт рождения
первого человека, понимаемый как его появление из глубокой пещеры-лона.
В Средние века это представление сохранилось в виде суеверия, легенды
или просто метафоры. Комментарий Ибн Джузайй к рассказу Ибн Баттуты о
горах, окружающих Мекку, вносит ясность в тестовую ситуацию с пещерой
для моления. Трудности проникновения в лаз носили технический характер,
однако молва приписывала им сверхценное значение. Обезоруживающее своей
простотой объяснение Ибн Джузайй не вяжется с возвышенной мифологией.
Ибн Баттута ссылается на книгу ал-Азраки (ум. 858), который написал
историю Мекки. Такого рода городские хроники возникли из интереса к
истории священных мест, совпавшим с необходимостью составить нечто вроде
путеводителя с описанием относящегося к ним ритуала. После того как в
пещере скрылся Мухаммад, паук оплел вход, — эта подробность заимствована
из сказочного арсенала, когда герой совершает чудесное бегство, а птицы,
звери и насекомые приходят ему на помощь.
«Гора Джабал Саур на расстоянии одного фарсаха от Мекки, да возвеличит
ее Аллах, по дороге, ведущей в Йемен. Здесь находится та пещера, которая
послужила убежищем Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, когда он был изгнан из Мекки, да возвеличит ее Аллах,
вместе с Абу Бакром ас-Сиддиком, да будет доволен им Аллах, как
говорится об этом в святой Книге.
Ал-Азраки, например, утверждает в своей книге, что эта гора позвала
Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, по имени,
сказав при этом: „Ко мне, о, Мухаммад, ко мне, до тебя я предоставляла
приют уже семидесяти пророкам". Затем, когда Посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и да приветствует, вошел в пещеру и скрылся в ней
вместе со своим другом ас-Сиддиком, в тот же миг паук оплел паутиной
вход в пещеру, а голубка снесла там яйцо по воле Аллаха, Великого и
Всемогущего.
Многобожники [из Мекки], а вместе с ними был искусный следопыт, подошли
к пещере и сказали: „Здесь следы обрываются", — но когда они увидели
паука с паутиной, опутавшей вход, и голубку, сидящую на яйцах, они
сказали: „Никто не входил сюда", — и повернули назад. Потом Абу Бакр
сказал: „О, Посланник Аллаха, а если они вернутся?" Он ответил: „Мы
должны выйти отсюда", — сказав это, он показал своей благословенной
рукой на другой конец пещеры, где не было никакого выхода, и тут же,
волей Царя нашего и Создателя всего сущего, открылась дверь. Люди
посещают эту благословенную пещеру, пытаются войти в нее через тот же
вход, через который вошел в нее Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, дабы получить благословение, некоторым это
удается, но есть и такие, которые застревают, и потом их оттуда с трудом
и безжалостно вытаскивают. Другие предпочитают просто помолиться перед
входом в пещеру. Местные жители говорят, что законнорожденный сможет
войти в пещеру, а незаконнорожденный не сможет, вот это-то и пугает
многих, ибо попытка может закончиться позором и бесчестием.
Ибн Джузайй добавил: „Рассказывали мне наши высокомудрые шейхи из тех,
кто совершил паломничество, что причина трудностей при входе в пещеру
заключается в том, что лаз в пещеру закрывает большой камень, лежащий в
проходе. Когда пытающийся проникнуть в пещеру на животе, прижав голову к
земле, ползет по проходу, его голова натыкается на камень, и он не может
ни продвинуться вперед, ни попытаться ползти назад, ибо щека и грудь его
прижаты к земле, и человек застревает, вытаскивают его из лаза с большим
трудом. Но если ползти лежа на спине, препятствие можно преодолеть.
Достигнув камня, ползущий приподнимает голову и, в полусидячем
положении, потихоньку переваливает через камень сначала туловище, а уж
затем ноги. Перевалившись, ему остается только встать на ноги, но уже в
пещере» (Ибн Баттута, с. 215-217).