В космографии ал-Бакуви упоминается одна из тайн
иранского города Хамадана. «Среди его чудес — большой каменный лев на
воротах города. Это талисман, который создал Балинас [греческий философ
Аполлоний Тианский], создатель талисманов, когда Кавад попросил его
заговорить его города от больших морозов и обильных снегопадов,
[образующих] подобия крепостей. Персы, бывало, тонули в снегу в Хамадане.
Когда он изготовил этого льва, то снега там стало мало» (ал-Бакуви. IV.
118). Возможно, изменение климата повлияло на восприятие талисмана, но
за четыреста лет до ал-Бакуви называли другую причину создания
талисмана.
Арабский историк ал-Масуди, кажется, видел эту скульптуру своими
глазами. «Это был громаднейший из львов, подобный огромному быку или
приземистой горе, и казался он живым. И только приблизившись к нему,
узнавал человек, что это камень, изваянный наискуснейшим образом и
сработанный наиближайшим видом к обличью льва. Жители Хамадана
передавали из рода в род предания предков своих о том, что ал-Искандар
ибн Филибс построил Хамадан, когда уходил из страны Хорасан и
возвращался из похода своего в Индию, Китай и иные [земли], и что того
льва поставил он талисманом городу и стенам его, и что неминуемо
разрушение города, гибель жителей его, разрушение стен и всеобщее
избиение, ежели сломают того льва и снесут его с места своего, и
[последует] это от дайламитов и ал-джабал» (ал-Масуди, с. 562).
По прошествии тысячи лет функции каменного льва изменились. Востоковед
А. А. Ромаскевич в докладе, прочитанном в 1935 г., поделился любопытными
наблюдениями: «Хамаданскому льву народное предание приписывает
таинственную силу: ночью ко льву крадутся фигуры одиноких персиянок,
страдающих бесплодием; они приносят с собой благовонное масло и
благоговейно мажут морду льва; так как изваяние льва лишено ног и
зарылось в землю, то обряд проползания под брюхом неосуществим».
Соседний город, по свидетельству Абу Дулафа, защищали другие талисманы.
«Из Хамадана ты отправляешься в Ниха-ванд, а в нем имеются бык и рыба,
искусно сделанные из камня. Рассказывают, что это — талисман против
некоторых бедствий, которые случались там» (Абу Дулаф, с. 51). Рыба и
бык были талисманом, защищающим от землетрясений, поскольку оба знака
были прообразами космических фигур нижнего мира. Считалось, что седьмая
«земля покоится на роге быка. Бык стоит на рыбе, рыба — на воде, вода —
на воздухе, воздух — на влажности. И на влажности пресекается знание
ученых» (Арабские источники VII-X вв., с. 68-69). Низами Гянджеви,
описывая землетрясение, использует эти же образы как метафору: «Земля
стала шаткой, как небо, / [Стала] кувыркаться от игры судьбы. / [Будто]
от трубного гласа нанесен удар такой, что рыба отскочила от горба вола»
(Низами Гянджеви, с. 378-379).