Спрос на камни, обладающие
магическими свойствами, приносил хорошую прибыль продавцам этих
талисманов.
В свою очередь, продавцы должны были знать о действительных или мнимых
свойствах камней. У согдийцев, тюрок, сирийцев и арабов существовали
книги, посвященные этой тематике.
По сведениям ал-Бируни, «'Утарид ибн Мухаммад ал-Ха-сиб составил книгу,
которую он назвал „Польза камней"; в ней он много пишет на эту тему,
примешивая, однако, к этому заклинания и заговоры, хотя и признает их
ложными. Точно так же согдийцы фанатично верят в [магические свойства]
камней и порошков из них. В одной из книг их, называемой „Тубуста",
говорится, что камень, который оставляет при шлифовке желтый порошок —
амулет против неприятностей, радующий сердце, красный порошок, — дает
успех в делах, цвет порея — вызывает возбуждение и симпатию, черный —
отравляет, и его следует избегать. Говорят они в отношении тех камешков,
у которых цвет порошка отличается от цвета самого камешка [следующее]:
если камень дает белый порошок, то он укрепляет силу в ремеслах,
предохраняет от поранений оружием и предотвращает нагноение ран; если же
порошок пепельно-серого цвета, то такой камень избавляет от забот, а
зеленый — отгоняет страх и обеспечивает безопасность; белый камень, на
котором имеются прожилки любого цвета, полезно держать во рту при ящуре
и зубной боли» (ал-Бируни. Минералогия, с. 204).
Вопрос о вере людей Средневековья в магическую силу драгоценных и
полудрагоценных камней обречен остаться без ответа. Многие камни
действительно обладали той благотворной магической силой, которую им
приписывали, но мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть действие
этой силы.
Оберегающие и лечебные качества камней проявлялись лишь в субъективном
опыте. Средневековые арабские книги о минералах хранят массу сведений,
как правило, унаследованных от античной традиции, но обычно молчат об
отношении авторов этих книг к удивительным свойствам камней.
Единственный шанс разобраться с этим вопросом дают случайные заметки, в
которых говорится о подделках магических камней. Тех, кто хитрил с
камнями, трудно заподозрить в вере в особые свойства камней.
Вот что пишет автор персидской космографии нач. XIII в.: «В Бадахшане
есть камень, который покрыт оболочкой. Камень тот гладкий, как ладонь.
Хотя бы десять суток держали его в огне, он не сгорит. Продавцы
талисманов на этом свойстве камня плутуют и продают его простодушным
людям, говоря: „Огонь не действует на камень только благодаря тем
заклинаниям, которые мы знаем и произносим!"» (Чудеса мира. 272). В
Бадахшане добывали ла'л (благородную шпинель). По сведениям ал-Бируни,
«этот ла'л находят в оболочке из белого камня, похожего на горный
хрусталь; название оболочки вместе с тем, что находится в ней, — магал.
Он бывает различных размеров: находят куски величиной от ореха до дыни,
но никогда не упоминали, чтобы он был больше трех ратлей» (ал-Бируни.
Минералогия, с. 76). О хитрости продавцов ба-дахшанских камней ал-Бируни
ничего не говорит, хотя похожие случаи были ему известны.
Ал-Бируни удивлен неуклюжими попытками религиозных фанатиков выдать
природные вещи за божественные знаки. Известно, например, что разным
видам цветов присуще определенное число листьев и стеблей. Как полагает
ал-Бируни, приверженцы того или иного мнения при желании могут сослаться
на какой-нибудь род цветов, если, конечно (немаловажное условие), эта
ссылка будет принята. «Точно так же и на ископаемых предметах находятся
удивительные вещи. Рассказывают, например, что в максуре мечети в
Иерусалиме есть [почти] стертая надпись на камне „Мухаммад — посол
Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!", а сзади киблы тоже
есть белый камень с такой надписью: „Во имя Аллаха милостивого,
милосердного! Мухаммад — посол Аллаха, поддержал его Хамза". К этому
роду вещей принадлежат различные обманы и подделки. Так, один из
шиитов-проповедников выведывал у меня что-либо, из чего он мог бы
извлечь пользу. И я сделал для него выписку из „Книги намеков" ал-Кинди
относительно сложного зелья из острых веществ. Если раствором его
сделать надписи на сердолике и затем подержать вблизи огня, то на нем
выступают белые письмена. И вот он надписывал на камнях слова: Мухаммад,
'Али и тому подобные, не заботясь о тщательности и красоте письма. И
выдавал он их за природные, говоря, что они добыты в таком-то месте. И
таким образом он получал за них у шиитов деньги» (ал-Бируни. Хронология,
с. 328). Видимо, покупатели сердоликов с надписями были доверчивыми
людьми и не слышали об искусстве украшения камней.
Нанесение надписи на сердолик не было секретной технологией: «От огня
кусок сердолика несколько уменьшается, но качество оставшегося
повышается. Если его снова помещают в огонь, то он портится и становится
похожим на перегорелую кость. И пользуясь этим, на камнях для перстней,
[выточенных] из сердолика, пишут, что пожелают, посредством раствора
поташа и нашатыря; затем камень приближают к огню, и написанное
становится белым» (ал-Бируни. Минералогия, с. 160). Обычно мастера
писали на камне то, что хотел заказчик, и никому в голову не приходило
выдавать такой камень за природную загадку.
Существовали два способа нанесения надписей на сердолике. Вот какие
рекомендации содержатся в трактате о ремеслах Хубайша Тифлиси: «Пусть
возьмет по равной доле белой серы и ярь-медянки, каждое вещество
разотрет и замесит на яичном белке. После этого перегонит всю смесь по
каплям через реторту и алембик. Что захочет — напишет или нарисует [этой
жидкостью] на сердолике. Когда надпись высохнет, пусть подержит ее над
огнем, чтобы нагрелась, а потом очистит тряпкой. То, что было нанесено
на сердолик, станет белым, как серебро, очень чистым и хорошим, если
захочет этого великий Аллах!» (Хубайш Тифлиси. I. 47). Второй способ
напоминает рецепт ал-Бируни: «Надписи и рисунки на сердолике. Пусть
возьмет немного поташа и немного листьев можжевельника, каждое хорошо
разотрет, как сурьму, и по отдельности замесит на остром уксусе. Пусть
напишет или нарисует этой смесью на сердолике все, что захочет, и
оставит, пока не высохнет. Потом жарко растопит горн и положит сердолик
в огонь, чтобы хорошо прокалился. Через некоторое время пусть вынет из
огня, а когда остынет, очистит с него эти вещества. То, что было
написано или нарисовано, станет белым, как серебро, а сердолик останется
красным» (Хубайш Тифлиси. III. 12).
Искусство знатоков химии не дает оснований полагать, что большинство из
них занимались подделками. Другое дело, когда технические рецепты
попадали в руки мошенников. Знаменитый путешественник Абу Хамид
ал-Гарнати пишет об острове, где есть камни, на которых белыми буквами
сама природа написала имена Мухаммада и Али. Кажется, эти сведения
исходили от слишком доверчивых владельцев сердоликов с надписями белого
цвета.