Связь алмаза с золотом
породила удивительное представление о золоте, растущем подобно траве. В
армянском географическом сочинении VII в. сказано: «К Италии принадлежит
страна Корсика на острове Кюрнос, имеющем в окружности 400 миль, с 13
областями, 6 реками и с Золотой горой, в которой золото и серебро растут
из земли подобно спарже» (Армянская география, с. 20).
По словам еврейского путешественника Петахии Регенс-бургского (XII в.),
«в стране измаильтян (Аравии) золото растет, как трава; ночью находят
его по блеску и обозначают место золою или известью, а на другой день
приходят и собирают траву с золотом. Поэтому золотые монеты там не
редкость, а у жителей вообще много золота» (Еврейские путешественники,
с. 303).
В XIV столетии в Европе сведения об аравийском золоте приобрели
фантастический характер. Вот что пишет ученый муж и знаток светской
литературы Иоанн Хильдесхаймский: «Аравийская же земля, на которой стоит
гора Синай, цветом вся красная, почти сплошь каменистая и наполнена
диковинными лесами и благородными деревьями, и все, что там растет или
лежит в земле, имеет совершенно красный цвет. И есть в той земле золото,
красное, как жар, которое тянется в разные стороны наподобие тонких
корней» (Иоанн Хильдесхаймский. X).
Эти представления связаны с легендарными рассказами о торговле
мусульманских купцов в «стране золота» Гане, одной из областей Судана на
юге Магриба. «Говорит Ибн ал-Факих: золото произрастает в песке этой
страны, подобно тому как растет морковь, и его собирают при восходе
солнца» (Арабские источники XII-XIII вв., с. 123). Арабский историк и
библиотекарь Ибн ас-Са'й ал-Багдади (ум. 1275) сообщает о золоте Ганы
интересные новости: «Как будто бы ее царь отказался от власти над нею
потому, что в ней и в областях, расположенных позади нее на юге,
[находились] места произрастания золота. А известно, что, когда страна,
где произрастает золото, была захвачена и в ней распространился ислам и
азан [aзан — призыв к молитве], растения, [дающие] золото, из нее
исчезли. И поэтому государь Мали оставил ее, ибо он — мусульманин и ему
полагается с нее большая, установленная дань, которую ему приносят
каждый год. Растения, [дающие] золото, появляются в этой стране в
августе месяце. И случается, — а Аллах лучше знает, — что это растение
высаживают от июля до августа, когда солнце побеждает, а это бывает при
начале подъема и разлива Нила. Когда же Нил понижается, то [люди] идут
на те места земли, где оно было высажено, и выдергивают там из земли
растение, похожее на ан-наджил. Золото находится на его обломанных
корнях. То золото, которое находят, подобно мелким камешкам. Первое
золото, [которое находят], — самое крупное, самое чистое и самое ценное
по [химическому] составу» {Арабские источники XIII-XIV вв., с. 43-44).
Золото, растущее как трава, превратилось в золотоносные растения.
Востоковед А. Мец полагает, что способ обнаружения золотого песка, о
котором сообщает Петахия, был распространен по всему Ближнему Востоку.
Но в том-то и дело, что Петахия говорит не о песке, а о траве, поиски
которой не составляли особого труда. Петахия соединил в одно сообщение
два разных слуха, на что А. Мец не обратил внимания.
Столицей золотоискателей была долина Вади ал-'Аллаки, на расстоянии 15
дневных переходов от Ассуана. Ночью при слабом лунном свете
золотоискатели выходили на разведку и отмечали те места, где они
замечали что-нибудь блестящее. По сведениям арабского географа ал-Идриси,
в эту долину устремлялось множество людей. «Пустыня представляет собой
сухую степь с мягкими зыбучими песками. В первые и последние ночи
арабского месяца старатели в ночное время отправляются в эти пески и
исследуют их. Каждый из них исследует землю вокруг себя. Когда
кто-нибудь увидит светящуюся ночью золотую пыль, он отмечает это место
известным ему значком. Затем он проводит там ночь, и когда наступает
утро, каждый устремляется к своему значку на кучах песка, которые он
отметил, забирает песок, везет его с собой на верблюде и привозит к
колодцам, которые там есть. Затем он начинает промывать его водой в
деревянном корыте и извлекает из него золотой песок. Затем он смешивает
золотой песок с ртутью и после этого сплавляет его. Они торгуют между
собой тем, что им удалось собрать, и покупают это золото друг у друга.
Затем купцы везут его в другие страны. Это их обычное занятие, которым
они занимаются постоянно и которое доставляет им средства к жизни,
является источником их прибыли и кормит их» (Арабские источники Х-ХП
вв., с. 305). Купцы и разнесли по всему свету рассказы о ночной добыче
золота. Совершивший в 1259 г. путешествие на запад Чан Дэ сообщает: «В
Египте золото находится в земле. Ночью в определенных местах виден
блеск. Люди отмечают их перышком или углем. Когда же они днем начинают
копать, то находят большие куски».