Искусство исцеления: лечебные свойства храмовой пыли

 

В Средние века на Востоке ходило множество слухов о лечебных свойствах храмовой пыли. Однако пользу приносила лишь пыль, собранная в определенный день года. Как правило, это был главный храмовый праздник. Область применения лечебной пыли также была ограничена. Считалось, что пыль облегчает участь ужаленных змеями и скорпионами или пострадавших от укуса бешеных собак.

Свидетельство арабского географа Ибн ал-Факиха относится к городу Каликала (перс. Арзи Рум), расположенного высоко в горах. Считалось, что в этом месте берут начало три реки — Евфрат, Кура и Араке. «К числу диковинок Армении относят дом в Каликале в одной христианской церкви; с наступлением „ночи пальм" из того места, где стоит церковь, до утра выходит белая пыль, а с наступлением утра закрывается место выделения пыли до следующего раза. Монахи собирают ее и раздают народу. Особенность ее в том, что она помогает от яда и укуса скорпиона или змеи. Данник [приблизительно 0,7 г.] этой пыли по весу смешивают с водой, выпивает ее укушенный змеей или скорпионом, и боль утихает на месте. В этой пыли другая особенность; если ее продадут или обменяют за какие-либо мирские блага, то она не приносит пользы ее владельцу и не исцеляет его болезни». Последнее обстоятельство определенно указывает на психологическую силу внушения, ибо страждущий получает пользу лишь от бескорыстно полученной пыли, как и ожидалось от божественного дара.
Каликала — от Карин кала (армянское название Эрзурума).

Спустя триста лет эти сведения излагали так: «Каликала — город в Армении. Оттуда вывозят ковры и аз-залали, которые называются кали. Жители искусны в их выделке Там находится христианский храм Пальмовой Ветви. В нем большое помещение, в котором хранятся их свитки и кресты. Когда наступает ночь на вербное воскресенье, то открывается дверь в этом помещении и оттуда выносят белую пыль и бросают людям, и ее свойство — защита от скорпионов и змей. Если [пыль эту] весом в данник замешать [на воде] и укушенный выпьет ее — боль тут же утихнет» (ал-Бакуви. V. 52).

Анонимный автор персидской космографии рассказывает о том, как он посетил разрушенную христианскую церковь, камням которой молва приписывала особое лечебное свойство. «В Малой Армении есть разрушенная церковь. В ней лежит камень, называемый йазаки. Если немного поскоблить его, смешать [порошок] с водой и дать выпить укушенному собакой, ему сразу станет лучше. Свойство это удивительное. Сию местность я, раб, видел и [действие лекарства] проверил» (Чудеса мира. 271).

Ал-Бируни, со ссылкой на Ибрахима ал-Вали, пишет о «каменном клее», который в свое время был изготовлен из мелкого мрамора и клея, получаемого из коровьей кожи. Клей использовался как скрепляющий материал, порошку из него молва приписывала лечебный эффект: «В Хомсе имеется христианская церковь, которая построена из мрамора и с внутренней стороны покрыта „каменным клеем". Мусульмане, когда находят удобный случай, соскабливают этот [клей для] лечения ран» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 646). Также поступали и с песчаником: «Самг ал-балат, который вместо гипса находится между камнями Эдесской церкви, до настоящего времени соскабливают железом и применяют для лечения» {ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 168).
Представление о лечебном свойстве храмовой пыли не исчезало, даже если древний храм был переделан в мечеть. «Есть мечеть, которую называют Фарика. В мечети находятся две колоны. Никто не знает, из чего они [сделаны]. Говорят, будто они из драгоценного камня. Император Византии хотел увезти колонны в [свою] церковь. Народ устроил великое сборище и не позволил, заявив:

- Мы не дадим увезти в другое место украшение нашей
мечети!
- Продайте за деньги! — предложил император.
- Не продадим колонны из мечети в дом дэва! — отвечали они. Колонны спрятали в чехлы. По пятницам чехлы снимают и дозволяют народу смотреть на них. В [мечеть] привозят укушенного змеей и ножом соскабливают немного от колонны и дают ему. Сразу же яд обезвреживается. Каждому скоблить не разрешают, говоря: „Колонны от скобления стали тоньше"» (Чудеса мира. 101).

С рассказами об этих колоннах происходили удивительные вещи. По сведениям ал-Джайхани, византийский царь хотел купить эти колонны по той причине, что из них по пятницам сочилась вода. Римские мраморные колонны были предметом воображаемого соперничества мужду мусульманами и византийцами. Обе стороны претендовали на древнее наследство. В 1325 г. Ибн Баттута в окрестностях Иерусалима посетил пограничную крепость Аскалан. И крепость и мечеть лежали в руинах: «На южной стороне этого святилища большая мечеть, известная как мечеть Умара, от нее теперь ничего не осталось, кроме стен. Среди них стоят или лежат великолепные мраморные колонны. Среди них и прекрасная красная колонна, о которой люди рассказывают, что христиане вывезли ее к себе в страну, но потом друг она исчезла, и нашли ее опять на старом месте, в Аскалане» (Ибн Баттута, с. 88).

И еще один пример целительного свойства храмовой земли. «Дайр Са'ид находится на западе от Маусила. Это монастырь красивой постройки с обширным двором. В весенние дни он покрыт диковинными цветами. Его земля имеет удивительное свойство отвращать страдания от укусов скорпионов. Если насыпать ее в их обиталище, те сразу же гибнут» (ал-Бакуви. IV. 53).

Жители Химса использовали для лечения глину, которая получала особую силу от талисмана. В географии Закарийи ал-Казвини сообщается: «Укрепленный город Химс находится в Сирии. Там самая лучшая почва и воздух во всей Сирии, много источников, лесов и почти не жалят скорпионы и змеи. Если выполоскать одежду водой Химса и надеть, то не приблизятся к человеку скорпионы. Из чудесных вещей этого города упоминают изображение на дверях мечети, которая находится в стороне еврейской синагоги. Верхняя часть украшения на двери изображает женщину, а нижняя — скорпиона. Если взять мягкую глину и приложить к изображению, а потом бросить в воду и отпить, это будто бы тотчас облегчает боль от укуса скорпиона».

В арабских медицинских книгах чудодейственная храмовая пыль не упоминается. Что же касается мер по противодействию ядовитым укусам, то у врачей имелась теория, сформулированная Ибн Синой, и основанные на ней рекомендации. Согласно «Канону», применялись хорошо известные сложно-составные противоядия.

«Знай, что величайшим законом при лечении от ужаления является усиление прирожденной теплоты и возбуждение ее к отпору, как это делают терьяк и лу'ба барбарийа, чтобы привести яд в движение и изгнать его наружу, причем мы должны иметь в виду укрепление внутренностей. Затем следует изгнать яд и уничтожить его действие лекарствами для питья и мазями, способными это сделать по известному особому или природному свойству. (...) Питьевые средства против ядов — это либо терьяки и бадзахры — общие или особые для данного яда, либо лекарства, противоположные яду по натуре, как, например, асафетида, противоположная по своим свойствам яду скорпиона. Или же это суть лекарства, которые направляют яд наружу, двигая наружу соки, каковы потогонные лекарства, или вещества, отклоняющие соки от направления движения яда, так что яд, как мы уже говорили, не находит для себя переносчика — таковы послабляющие и рвотные, а также мочегонные средства при ужалении, или, наконец, лекарства, отгоняющие материю вдаль от главенствующих [органов], так что это отталкивает движущийся к ним яд; так действуют те же слабительные, рвотные и мочегонные» (Ибн Сина. Канон. IV. 6. 3. 1).

Ибн Сина называет следующие питьевые лекарства от укусов: «Хорошее средство от этого — дать выпить семян клевера в воде или в вине или отвара трех сортов ромашки. Бобровая струя действует замечательно, что же касается молока лагийи * — а лагийя, я полагаю, терьяк, называемый бушанджи и фарави — то он очень помогает от укусов всех гадов и в особенности гадюк. Полезны также цитварный корень, буха, биш муш **, ноготки, семя базаварда ***, кресс, кумин, который похож на чернушку, любисток, чеснок, кожица листьев можжевельника с перцем и самый перец. (...) Семя цитрона противодействует всякому яду; за раз его принимают два мискала. Корень вонючей ферулы полезен от всех ядов, как и плод прутняка, масло и семена бальзамного дерева, самый прутняк, грецкие орехи с инжиром, лесные орехи, горечавка, опопанакс с аристолохией, цветки олеандра и его листья. Свежие плоды чинара замечательны в этом отношении, как и китайская корица, жженый козий кал в повязке или в питье, дубровник и любисток, а также речной рак с молоком, ажгон, сагапен, фисташки с вином, мята и ее отвар, в питье и в повязке, девясил, тысячелистник, дикий тмин, агарик и три дирхама корня асфоделя» (Ибн Сина. Канон. IV. 6. 3. 2). Можно привести и отдельный список питьевых лекарств при укусе скорпиона. Существовал широкий выбор средств, включающий вполне доступные растения, например: одуванчик, базилик, семена дикого щавеля. Применение же храмового порошка даже не обсуждается.

* Лагийа — молочай триакулеатный, Euphorbia triaculeata Forsk.
** Биш муш — аконитная мышь.
*** Базавард — Onopordon, Carduus и другие колючие растения.

Продолжим тему группового внушения на примере магических лечебных практик. В средневековом Египте представление о необычайном искусстве древнеегипетских врачей сохранялось благодаря каменным рельефам с изображением человеческих фигур и забытых письмен. Секрет исцеления заключался в том, чтобы нанести на больную часть тела «правильный» текст. «В Мисре есть арка. На ней сделаны многочисленные рисунки. Над каждым рисунком что-то написано. Тот, у кого что-нибудь заболит, идет туда и пишет на заболевшей части своего тела то, что написано над этим органом на рисунке. Боль сразу же утихает» {Чудеса мира. 67). Не исключено, что многие фантомные боли действительно исчезали под действием магических букв.

Сходным образом происходило лечение в одном из языческих римских храмов, где случайно сохранились скульптуры богов. «В окрестностях Константинополя есть селение, в нем из камня выстроен дом. В том доме изготовлены всякого рода идолы. Тот, у кого заболит какая-либо часть [тела], если это будет женщина, идет к фигурке женщины. Мужчина идет к фигурке мужчины, ребенок — к изображению ребенка, кладет руку на изображение и трет в том месте, где у него болит. Боль сразу же проходит. Никто не знает, что это за талисман» (Чудеса мира. 103).

Византийцы полагали, что та или иная колонна в храме Св. Софии приносит облегчение от недугов. Страждующему следовало знать, прикосновение к какой колонне излечит его. По свидетельству пикардийского рыцаря Робера де Клари, ритуал проходил так: «Внутри монастыря были своды, которые тянулись вокруг и поддерживались толстыми и великолепными столпами, так что там не было ни одного столпа, который не был бы либо из яшмы, либо из порфира, либо из богатых драгоценных камней. И потом не было ни одного столпа, который не приносил бы исцеления: тот исцелял от боли в пояснице, когда об него терлись, тот исцелял от боли в боку, а другие помогали от других болезней» (Робер де Клари. LXXXV). «И мужи и жены целующе трутся персами и плещама около столпа того на исцеление болезнем, кий коем недугом болен бе», — сообщает Антоний Новгородский о целительных свойствах обитого медью столпа св. Георгия {Книга Паломник с. 34).

Если в египетском варианте магические практики не нарушают мусульманского благочестия, поскольку совершаются у памятников забытой и, казалось бы, отвергнутой культуры, то в византийском варианте они явно выпадают из христианского контекста, однако этим обстоятельством можно пренебречь. Важно другое: структурированность и специализация отдельных элементов процесса исцеления указывают на диагностику, и это важно, поскольку лечение начинается с постановки диагноза.

 

             Содержание          

Hosted by uCoz