Древнейшая система рунического письма — 24-значный алфавит

 

 

Руны, руническое письмо

 

В истории Амлета (Гамлета), изложенной Саксоном Грамматиком в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) говорится о письме на дереве, адресованном королю Британии, которым датский король снабдил двух своих людей, сопровождавших принца в его поездке в Англию. Амлету удается выкрасть послание; соскоблив письмена, содержавшие просьбу убить его, он заменяет их другими знаками, вынося смертный приговор своим спутникам. Несомненно, что речь в этом рассказе может идти только о рунах.

 

Старшие руны

 Старшие руны

f  u  Þ  a  r  k g  w                    h  n  i  j  p  æ  z  s                      t  b  e  m  l    ŋ              d      o 

 

 

Датские руны

                 Датские руны

f  u  Þ ą  r  k  h  n  i  a  s  t  b  m l  R

 

 

                                            Шведско-норвежские руны

                                Шведско-норвежские руны

f    u  Þ ą  r    k  h  n  i  a  s  t  b  m  l  R

 

 

Stele of Rok  9th c

              Stele of Rok  9th c


Руны, руническое письмо - письменность, употреблявшаяся германцами со II-III вв. По мере христианизации руническое письмо повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где руны имели наиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а в отдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие руны (до VIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, — скандинавские, или младшие руны (известные в ряде вариантов — «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны и появившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими рунами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна — отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими рунами), рунические надписи — самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры.

 

                   Viking Rune Stone With a Warrior 7th с

Viking Rune Stone With a Warrior 7th с
 

                                                          Старшие руны


    Древнейшая система рунического письма — 24-значный алфавит. Каждая руна занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (fuÞark). Сохранилось ок.200 надписей старшими рунами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий». Наконечники копий с нанесенными на них рунами наименованиями оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия старшие рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах, в Скандинавии с V в. также на камнях. Довольно многочисленную группу составляют надписи на чеканных золотых медальонах — брактеатах, датируемых 450—550 гг. и найденных преимущественно в Дании. Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий. Основные элементы рунической графики — т. н. «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия), отходящие от него короткие косые линии — «ветви» и «уголки» (последние могут выступать в различных комбинациях, соединяясь либо со стволом, либо, в случае его отсутствия, между собой).

 

                 Upper Portion of the Stele of Sanda

Upper Portion of the Stele of Sanda
 

      Считается, что рунический алфавит возник в I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно — остается спорным. Родоначальник научной рунологии датский ученый Л.Виммер (1874 г.) предполагал, что руны восходят к латинскому письму. Его оппоненты С.Бугге и О. фон Фрисен пытались вывести рунический алфавит из греческого курсива, связывая появление рун со временем пребывания готов в Причерноморье (III в.).«Греческая теория» возникновения рунического письма вступает, однако, в противоречие с датировкой древнейших рунических находок на территории Скандинавии. В дальнейшем наибольшее число сторонников завоевала теория норвежского рунолога К. Марстрандера (1928 г.), считавшего, что руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. и ставших известными германцам благодаря посредничеству кельтов, однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последние десятилетия, особенно после того, как были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, ученые вновь обратили взоры на латинское письмо как на алфавит, способный послужить основой для рунического письма. При этом все без исключения рунические знаки были представлены как результат целенаправленных и системных графических преобразований соответствующих букв латинского капитального письма.

 

    Старшие руны — весьма архаичная система письменности. На это указывает как палеография старшерунических надписей, так и особенности их языка. Одна из характерных черт ранних рунических памятников - отсутствие фиксированного направления письма: текст мог наноситься на поверхность предмета как слева направо (со временем это направление становится доминирующим), так и справа налево, при этом нередко возникал бустрофедон — оба способа письма использовались попеременно в пределах одной надписи. Точно так же (причем независимо от избранного резчиком направления письма) могли поворачиваться вокруг ствола ветви отдельных рун Бывало, что на одном стволе вырезалось более одной руны(«комбинированные» руны). Текст надписи либо вовсе не членился графически, либо членился при помощи пунктированных знаков обычно не пословно, а на колоны - отрезки предложений или целые предложения.  Вследствие того, что большинство старших рунических надписей найдено на территории Скандинавии (прежде всего в Дании), их язык в течение долгого времени считали праскандинавским, т.е. древнейшим скандинавским языком-основой, засвидетельствованным письменными памятниками. Впоследствии эта точка зрения была отвергнута. На сегодняшний день считается доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из древнегерманских диалектов. Внимание рунологов привлек факт: при том, что старшее руническое письмо просуществовало не менее шести веков и охватывает значительный ареал (территорию миграций и расселения германских племен), вплоть до VII в. и язык, и стилистические особенности выполненных этим письмом надписей оставались неизменными. Было высказано мнение, что язык старших рунических надписей является особым типом общегерманского койне (Э.А.Макаев), первым в истории германских языков литературным вариантом, который отличался большим единообразием и имел подчеркнуто архаизирующий, традиционный характер рун Эти свойства рунического языка находятся в прямой связи с функциями старшего рунического письма.

 

Swedish Runic Stone

Swedish Runic Stone
 

    Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Древнейшее значение слова «руна» (друн-исл. rún, друн-англ. rūn друн-в.-нем. rūna) — «тайна»: именно такой смысл имело готское runa (срун:друн-в.-нем. rūnōn «шептать»). Структура рунического корпуса указывает на то, что руны весьма ограниченно использовались для передачи сообщений. Примерно четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние из таких надписей обнаружены на оружии, где они порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не поддается прочтению — нередко это «темные» надписи, не образующие текста в обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру» — мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны  t, обозначающие бога войны Тюра, очевидно, призванные принести победу.
 

    Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможном вменении отдельных знаков: f- *fehu (друн-исл. fé) «богатство»,j — *jara (друн-исл. ár) «урожай»,nnauð «нужда», k kaun «язва», m maðr «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а, нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач.VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а— «ас».
 

      О чудодейственной силе и магическом применении рун сообщается в исландском героическом эпосе и сагах. В эддических «Речах Сигрдривы» разбуженная Сигурдом валькирия учит героя пользоваться рунами на все случаи жизни: руны победы следует вырезать на рукояти меча и дважды пометить именем Тора; дабы уберечься от обмана, необходимо нанести на рог руны пива и начертать на ногте руну  n; руны прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать нa носу и на руле корабля, будут охранять его в бурном море; нарисованные на ладони повивальные руны окажут помощь при родах, целебные руны пригодятся для врачевания и т.д. Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различные предметы, руны также принимают внутрь, для этого резные руны соскабливают и смешивают с медом. В другой песни «Старшей Эдды» —«Речах Высокого» рунам приписывается божественное происхождение («Руны найдешь // и постигнешь знаки, // сильнейшие знаки, // крепчайшие знаки, // Хрофт их окрасил, // а издали боги // и Один их вырезал»). В «Поезде Скирнира» посланец древнескандинавского бога плодородия Фрейра сватает за него Герд, но получает отказ. Только угроза вырезать руны «похоти, безумья и беспокойства» склоняет Герд к согласию на брак с Фрейром.

 

      Поскольку вырезанные руны было принято окрашивать (в сакральных надписях — жертвенной кровью), для выделения частей фразы в рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашены красной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения словораздела служил не только для украшения, но и должен был значительно облегчать дешифровку надписи.

 

A rune stone in the garden of an ancient temple, Sweden

A rune stone, embellished with interlaced carvings,

in the garden of an ancient temple, Sweden
 

    Важнейшее условие эффективного использования рун, в соответствии с наставлениями «Речей Сигрдривы», — не перепутать и не повредить «могучие знаки». В «Саге об Эгиле», жизнеописании величайшего исландского скальда, рассказывается, в частности, как Эгиль при помощи рун исцелил тяжело больную женщину. Причиной ухудшения ее состояния оказались обнаруженные у нее в постели спутанные руны, которые нанес на китовый ус неумелый врачеватель. Стоило Эгилю, предварительно соскоблив неверные знаки и уничтожив китовый ус, вырезать новые руны и положить их больной под подушку, как она выздоровела. В другом эпизоде той же саги Эгиль с помощью рун отводит от себя беду. Когда на пиру ему был поднесен рог с отравленной брагой, скальд вырезал на нем руны, окрасил их своей кровью и произнес об этом вису, после чего рог разлетелся на куски. Впоследствии Эгиль при помощи вырезанного им рунами заклятья добился изгнания из страны своих недругов — правившей в Норвегии королевской четы.
 

    Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. В надписях старшими рунами неоднократно встречается слово erilaz («Я, эриль, начертал руны»). Высказывалось предположение, что руническое erilaz должно быть связано с названием германского племени герулов (лат. eruli), некогда населявших Зеландию или Ютландиюи, по сообщению готского историка Иордана, вытесненных оттуда в III в. данами. В герулах пытались видеть создателей или по крайней мере посредников в распространении рунического письма. Согласно другой точке зрения, эриль в рунических надписях — не этнический, а социальный термин, возможно, обозначающий представителей военной касты. Подобный вывод основан на тождестве рунического erilaz древнеисландскому  jarl — «правитель». В эддической «Песни о Риге», устанавливающей социальную стратификацию скандинавского общества, прямо говорится, что владение руническим письмом - привилегия высших его слоев: руны знает Кон (т.е. конунг), сын Ярла, и сам Ярл, получивший это умение от Рига, своего божественного предка. Не исключено, что, подобно исландскому годи позднейшей эпохи, эриль мог совмещать роль светского предводителя с жреческими функциями.
 

      Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано с сакрализацией письма. Это явствует не только из практики употребления рун в их символических значениях, но и из надписей, в которых руническое письмо использовалось в его прямой функции, как средство для записи текстов. Во многих случаях содержание таких надписей, — это прежде всего информация о самой рунической письменности. Многие старшерунические надписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им магическое действие: «Хадувольф поставил три руны fff» (Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны, происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.). Прямое следствие сакрализации рунического письма — темнота и синтаксическая дефектность многих рунических текстов, очевидно, не предназначенных для прочтения. Известны случаи, когда могильные камни, с вырезанными на них рунами помещали не на могилу, но зарывали в землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не ради увековечения памяти об умершем, но с тем, чтобы уберечь захоронение от разорения или воздействия враждебных сил.

 

Stele of Funbo 9th с

Stele of Funbo 9th с
 

      Критики гипотезы преимущественно магического использования рун (Э.Мольтке) выдвигают в качестве главных аргументов последовательную фонологичность рунического письма и генетическую связь рун с южноевропейскими алфавитами. Первое, по их мнению, свидетельствует о примате коммуникативной функциирун, второе ставит древнегерманскую письменность в один ряд с другими древними системами письма. Однако, каково бы ни было назначение новоизобретенного алфавита, руническое письмо возникло в обществе, в котором не существовало ни потребности, ни почвы для широкого применения письменности. В этих условиях и могло произойти отождествление рун с употреблявшимися с древнейших времен сакральными символами и превращение рунического письма в инструмент магического воздействия.
 

    В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов, рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность рунического ряда заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите, но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования — футарка. Об этом свидетельствует особый тип рунических памятников - надписи, содержащие футарк. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить. Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в целях обучения руническому письму, плохо согласуется с характером предметов, на которые они наносились: это — погребальные (в том числе внутримогильные камни и амулеты-брактеаты. Сторонники «магической теории», напротив, видят в практике изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил, приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда - гипотеза Й.Йенсена, показавшего, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.
 

      Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 —2—4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4—2—0). Так устроен рунический ряд, изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка, лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и отличающемся от кюльверского тем, что рун р é и d о в нем располагаются в обратном порядке (éр; оа), также царит симметрия в распределении согласных и гласных
 

      Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости (k-g; s-z; t-d). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду



                                                Младшие руны


      VП-VШ вв. - переходный период в истории рунического письма. Сохранившиеся от этого времени рунические памятники - все они найдены на территории Норвегии и Швеции - крайне малочисленны. Надписи этого периода еще выполнены старшими рунами, однако в них уже заметны изменения в начертании и фонетическом значении отдельных рун, причем нередко параллельно с новыми употребляются и старые формы. Кроме того, меняется и языковой характер рунических памятников: они начинают отражать, хотя и весьма непоследовательно, специфические черты древнескандинавских диалектов, как раз в эту эпоху переживающих весьма существенную эволюцию, в ходе которой они окончательно оформляются как обособленная группа.
 

      Предполагается, что в кон. VIII в. неизвестный реформатор подвел итог предшествующему развитию рунического письма, создав 16-значный рунический ряд. Родиной этого нового алфавита, к Х в. распространившегося по всей Скандинавии, принято считать Данию: именно здесь найдены самые ранние памятники, выполненные младшими рунами, благодаря чему это письмо получило название «датские» руны.

 

    По мнению большинства рунологов, причиной перехода от старшего рунического ряда к младшему послужили главным образом те важные изменения, которые претерпел к этому времени фонетический строй скандинавских языков: число гласных звуков возросло с 5 до 9, произошли преобразования в системе согласных. На все эти перемены рунический алфавит отреагировал весьма необычным образом; вместо увеличения числа знаков последовало резкое их сокращение. Рунический ряд не только не пополнился графемами для передачи новых гласных звуков, но, напротив, избавился от уже имевшихся в нем рун, обозначавших некоторые старые гласные (е; о). «Редукции» подверглись и отдельные графемы, передающие согласные звуки; вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные (с рун: ikla(n)t=England, «Англия»; tribin=drepinn, «убитый» и т.п.). В силу неадекватности системы графем звуковому составу языка младшие руны в большинстве своем полифункциональны — почти каждая из них используется в нескольких фонетических значениях.
 

      На фоне старшего рунического алфавита младшие руны в течение долгого времени представлялись ученым как упадок письменности, а их возникновение пытались объяснить культурной изоляцией скандинавов. Все преобразования рунического письма., однако, следовали определенной логике и имели целенаправленный характер. В ходе перестройки рунического ряда взаимодействуют две явственно прослеживающиеся тенденции: фонетическая и графическая. Если старшее руническое письмо было идеальным фонографическим алфавитом, то младшее, подчиняясь принципу экономии знаков, на свой лад также отражает звуковой строй языка, нолишь на уровне важнейших для той эпохи фонологических оппозиций. По-новому упорядочивается и форма рун — отныне все они должны быть одной высоты; кроме того, каждая руна непременно должна иметь ствол и притом только один: не случайно из рунического ряда в первую очередь исключались графемы, не удовлетворявшие этим требованиям (g; е; d;о), попутно было изменено начертание некоторых рун (k; h; a; s; m). Эти графические новшества были вызваны важными переменами в рунической технике, в свою очередь связанными с изменением функций рунического письма.
 

    В эпоху викингов получает распространение обычай воздвигать памятные камни, увековечивающие славу погибших участников военных походов. Это были либо просто отесанные, вертикально поставленные стелы (bautasteinar), либо «рунические камни» (runsteinar), с высеченными на них мемориальными надписями. В отличие от охранительных магических надписей старшими рунами, памятники такого рода выставлялись на всеобщее обозрение: их устанавливали у дорог или мостов, в христианское время — внутри церковной ограды, т. е. в местах, где их могло увидеть как можно больше людей. В Х в. вырабатывается трафаретная формула мемориальной надписи. Она включала в себя имя человека, в память о котором был поставлен камень, иногда - оценку его доблестей, сообщение о том, где и как он погиб, имена его родичей, заказавших памятник, а часто и имя мастера, вырезавшего надпись. Подавляющее большинство дошедших до нас младших рунических надписей — это надписи на памятных камнях, изготовление которых, также предполагавшее создание обрамляющего руны орнамента, со временем превратилось в высоко ценимое искусство, по формальной сложности и изысканности напоминающее творчество западноскандинавских скальдов. Наивысшего расцвета это искусство достигает в произведениях шведских рунических мастеров XI в., создавших несколько тысяч причудливо орнаментированных памятных камней и, как правило, оставивших на них свои подписи. Сохранились имена не менее 70 резчиков, в основном работавших в центральной Швеции; изготовленные ими памятники при всей традиционности их оформления нередко демонстрируют индивидуальную творческую манеру того или иного мастера.
 

    Высеченные на камнях старше рунические надписи могли располагаться вертикально, горизонтально или по окружности камня; резчик обычно не соизмерял величину рун с размерами избранной им поверхности: если надпись не умещалась, ее переносили на любой свободный участок камня; стоящие по соседству рунические знаки часто были разной высоты. Уже в самых ранних рунических памятниках эпохи викингов этому беспорядочному разнообразию был положен конец. Отныне надпись наносилась на камень строго по вертикали, плотно заполняя его поверхность, знаки вырезались на полосах, помещаясь между ограничивающими их высоту линиями и были одного размера. В этих условиях особую роль приобретал ствол, задававший равную высоту любой последовательности рун Позднее строки надписи стали отклоняться от вертикали и следовать изгибу сторон камня. Так возникла форма дуги, затем — форма замкнутой дуги; оставленное надписью свободное пространство обычно заполняет изображение креста. С XI в. полоса, начало которой положили ограничивающие надпись линии, преобразуется в рунического змея: к одному ее концу присоединяется голова, к другому — хвост. Нередко надпись располагается на двух змеях, чьи головы и хвосты соединен орнаментальными связками. С течением времени форма змея все более усложняется, изгибаясь, он образует большие петли, появляется изображение его лап, хвост украшают многочисленные завитки. Наряду с руническим змеем, прежде всего характерным для шведских памятников, на мемориальных камнях эпохи викингов можно также встретить сцены из скандинавских сказаний о богах и героях изображения кораблей и т.п.
 

      В надписях на памятных камнях, как правило, использовались «датские» руны, в связи с этим нередко именуемые «обычными» рунами Между тем, почти с самого своего появления младший рунический ряд существует в двух вариантах. Уже с первой половины IX в. получает распространение и другая разновидность младшего рунического письма - «рёкские» руны, обязанные своим названием самому знаменитому и загадочному руническому памятнику эпохи викингов, Рёкскому камню (Эстеръётланд, Швеция, серун IX в.), на котором была высечена самая длинная из всех известных рунических надписей (762 рун). Поскольку этот тип рунического письма регулярно употребляется в ранних мемориальных надписях (IХ-Х вв.), найденных на юго-востоке Швеции и в Норвегии, его часто называют «шведско-норвежскими» рунами.
 

    В «датских» и «шведско-норвежских» рунах традиционно видели территориальные варианты младшего рунического письма. То, что последние - не независимый извод старшего рунического ряда, но результат переработки «датских» рун, было доказано еще Л.Виммером (в последнее время предпринимались попытки доказать обратное: что «датские» руны произошли от«шведско-норвежских» рун). По сравнению с «обычными» рунами, «шведско-норвежские» руны демонстрируют торжество принципа графической экономии: ветви их укорочены (еще одно название этого алфавита — «коротковетвистые» руны) и редуцированы до минимальных форм, необходимых для различения знаков. Все изменения в начертании графем были произведены в соответствии с рациональным использованием четырех признаков - числа ветвей, их направления, длины и уровня расположения на стволе. При этом в отдельных случаях имело место радикальное «усечение» графической формы рун Исходя из характерной для этой разновидности рунического письма тенденции к упрощению графики, шведский исследователь Э. Вессен пришел к выводу, что «коротковетвистые» руны - не территориальный, а функциональный вариант рунического алфавита. В то время как «обычные» руны были монументальной формой письма, используемой в парадных мемориальных надписях на камне, «шведско-норвежские» руны представляли собой своего рода руническую скоропись, предназначенную для повседневных нужд и употребляемую на недолговечном материале - дереве. Поскольку памятники, свидетельствующие о широком обиходном применении рунического письма, относятся к более позднему времени, когда в Скандинавии уже использовалась иная разновидность рунического алфавита («пунктированные» руны), гипотеза Вессена обречена остаться в области предположений. Однако имеются важные косвенные доказательства в ее пользу. Прежде всего это — немногочисленность памятников и непродолжительность употребления «шведско-норвежских» рун в мемориальных надписях, откуда они были вытеснены «обычными» рунами, а также регулярное использование отдельных «коротковетвистых» руны в надписях на камнях, свидетельствующее о том, что рунические мастера были хорошо знакомы с обеими формами рунического письма.
 

      О том, что «шведско-норвежские» руны не выходят из употребления после того, как на рунических камнях они уступили место «датским» рунам, говорит и созданная на их основе разновидность рунического письма — «бесстволые», или «хельсингские» руны, появившиеся в центральной Швеции в нач. XI в. Знаки этого ряда нередко называют рунической стенографией: ни в одном другом варианте рунического письма не были произведены столь радикальные графические прео6разования, до неузнаваемости изменившие форму рун Отличительная их черта - отсутствие ствола (его сохранила лишь руна  i): ветви рун распoложены на разном уровне и развернуты вправо или влево от невидимой вертикали, которую заменяет полоса рунического змея. Сохранилось немногим более десятка мемориальных надписей, выполненных «бесстволыми» рунами, ни о каком ином употреблении этих рун сведений нет.
 

                                                              Бергенские находки


        В древнескандинавских рукописных памятниках не раз упоминаются послания на rúnakefli — деревянных гладко обструганныхпалочках, на которых вырезались руны, В истории Амлета (Гамлета), изложенной Саксоном Грамматиком в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) говорится о письме на дереве, адресованном королю Британии, которым датский король снабдил двух своих людей, сопровождавших принца в его поездке в Англию. Амлету удается выкрасть послание; соскоблив письмена, содержавшие просьбу убить его, он заменяет их другими знаками, вынося смертный приговор своим спутникам. Несомненно, что речь в этом рассказе может идти только о рунах. В «Саге об Эгиде» дочь Эгиля, Торгерд, обещает вырезать на rúnakefli поминальную песнь, которую ее отец сложит о своих погибших сыновьях. Стихи, деловые и любовные письма, бирки с именами владельцев товаров, заклинания, амулеты с текстами латинских молитв — колоссальный (более пяти сотен надписей) корпус, казалось бы, навсегда утраченных памятников, свидетельствующих как об интенсивном использовании рун на дереве, так и о широком распространении рунической грамотности, был обнаружен в 60-е гг. XX в. в ходе раскопок на Брюггене, в древнейшей части норвежского г. Бергена, с кон. XI в. — места поселения купцов. В отправленном из Южной Норвегии послании (первая половина XIV в.) некий Торир Фагр жалуется своему бергенскому компаньону на плачевное состояние дел: ему не удалось раздобыть ни пива, ни рыбы, и он умоляет своего друга Хавгрима не требовать от него его доли и уладить дело с «хозяином», но скрыть все от Торстейна Длинного, а заодно не забывает заказать себе перчатки. Другое руническое письмо (кон. XII в.), написанное Сигурдом Лавардом, старшим сыном короля Сверрира, содержит просьбу изготовить копья из присланных ранее восемнадцати локтей железа. Надписи на рунических палочках впоследствии были обнаружены археологами и в других частях Норвегии. Подобно новгородским берестяным грамотам, они показывают важную роль письменности в повседневной жизни средневекового скандинавского общества и ее доступность разным слоям населения — от принцев; знати до купцов и свободных крестьян-бондов.


      Все относящиеся к этому времени рунические надписи выполнены «пунктированными» рунами - 24-значным руническим алфавитом, который сложился на основе главных разновидностей 16-значного рунического ряда, постепенно заполнившего все свои лакуны. Уже в нач. XI в. в мемориальных надписях появляются отдельные «пунктированные» - помеченные точками знаки: руна  i с точкой посередине используется в значении е, руна  k  с точкой, помещенной сверху между стволом и ветвью, обозначаетg и т.д. Одновременно происходит дифференциация звуковых  значений ряда употреблявшихся параллельно «обычных» и «коротко-ветвистых» рун В результате к кон. XII в. руническое письмо полностью приспособилось к фонетической системе языка и ни в чем не уступало латинскому письму.
 

      Наиболее ранние из бергенских находок датируются кон. XII в., самые поздние - второй половины XIV в., т.е. относятся к эпохе, когда в Скандинавии уже использовалось латинское письмо. Не исключено, что им владели и некоторые создатели рунических надписей. Сохранилась, например, записка на rúnakefli, адресованная священником Ионом знатному горожанину Гуннару Хвиту (серун XIVв.). Около 10% рунических надписей на rúnakefli - латинские. Так, на одной из палочек по-латыни рунами вырезаны фрагменты из сборника поэзии вагантов Carmina Burana, на другой - Вергилиева строка: Omnia vincit amor, et nos cedamus amori («Все побеждает любовь, покоримся и мы любви»). Из этого следует, что руны не сразу выходят из употребления не только в связи с тем, что латинское письмо (уже в XII в. применявшееся для записи текстов на народном языке) оставалось достоянием лишь клириков и небольшой части образованных мирян (litterati): с самого начала книжное и руническое письмо обслуживали разные потребности. Раньше всего латинской письменности удается заменить собой исконное руническое письмо в мемориальных надписях: обычай воздвигать рунические камни просуществовал до сер. XII в.; однако как обиходное письмо, используемое для передачи сообщений, не заслуживающих фиксации на дорогом и долговечном материале - пергамене, руны продолжают употребляться вплоть до XV в. При этом известны отдельные случаи их проникновения в область, где изначально и безраздельно господствовала латинская письменность: в кон. XIII в. в Дании появляются две рунические рукописи, в том числе запись «Сконского права» (Codex Runicus).


                                                              Младшие руны и магия


      Хотя начиная с эпохи викингов руническое письмо прежде всего использовалось в коммуникативных целях, на протяжении всего средневековья рунам продолжали приписывать магические свойства. Порой для придания надписи особой силы ее содержание прятали в шифрованные руны. Известно несколько видов рунических шифров. В одном в качестве заместителей отдельных рун выступали графические знаки с вырезанными сверху и снизу отходящими в обе стороны от ствола ветвями. Число нижних ветвей указывало на номер семьи футарка (счет семей, в соответствии с магической практикой велся с конца), число верхних — на порядковый номер руны. Подобные знаки наряду с иными типами «тайных» рун присутствуют в надписи на Рёкском камне, где вырезанный младшими рунами текст заключен в раму из шифрованных и старших рун Среди рунических находок относящихся к более позднему времени, множество колдовских формул, заклинаний, заговоров, нередко соседствующих со словами латинских молитв. По мере того, как руническое письмо вытеснялось латинским, руны все чаще применялись не как письменные, но как магические знаки: во второй половине XIV в. самым распространенным типом рунических надписей становятся надписи на посуде, вырезавшиеся на дне тарелок, сосудов и т.п., причем помимо охранительных формул в роли оберегов выступали и отдельные рунические знаки. В позднее средневековье и в эпоху Реформации руны встречаются в качестве колдовских символов в книгах по черной магии. Там же, где руническая традиция еще сохранялась, как это имело место в шведской области Даларна, где из смешения рун с латинскими буквами уже в Новое время возникли «дальские» руны, которые. как и ведущие свою историю от средних веков  рунические календари, продолжали употребляться до XIX в., руны были низведены до положения «азбуки неграмотных».
 

                                                Англосаксонские руны


- особый вариант рунического письма, употреблявшийся в Англии в VП-Х вв. Англосаксонский рунический ряд (futhork) представляет собой модификацию старшего футарка. Как и в случае скандинавских (младших) рун, изменениям подверглось не только начертания отдельных знаков древнегерманского алфавита, но и его состав, однако преобразование системы письма в Англии шло в направлении, противоположном развитию рунического письма ее северных соседей: не в сторону сокращения числа рун, но, напротив, в сторону пополнения рунического ряда. Уже в памятниках кон. VII-нач. VIII в. англосаксонский рунический ряд содержит 28 знаков, позднее их число возрастает до 33 рун Именно столько рун в руническом ряду в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (IХ-Х вв.).


      Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к серун VII в. Как правило, это очень краткие надписи(надписи на монетах содержат лишь имена).Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников - надпись, окаймляющая сцены из древнегерманских, римских и библейских сказаний, вырезанная на т. н. руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket, VII в.). К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменном кресте (Шотландия, VIII-IХвв.).

 

Е. А. Гуревич

 

                                                       

Hosted by uCoz