Обработка цветных драгоценных камней

 

Обработка цветных драгоценных камней в древние времена была несложной. Как правило, она ограничивалась обкалыванием камня и его шлифовкой. В раннем средневековье обработка ювелирных камней усложнилась: камень вначале шлифовали на плите из мелкозернистого песчаника, а затем полировали на свинцовой плите с кирпичной мукой или толченым мелким горным хрусталем. Причем стали получать не только гладкие, но и выпуклые камни с блестящей поверхностью, похожие на современные кабошоны. Обработанные таким образом камни применялись в различных изделиях: ими украшались чаши и кубки, оружие, сбруя, церковная утварь и одежда. Чаще всего в изделиях XII—XIII вв. применялись аметист, горный хрусталь, сердолик, изумруд, сапфир, бирюза. Так, в Государственном Эрмитаже хранятся реликварии, распятия, складени и другие изделия Франции и Германии XII—XIII вв., которые отделаны перечисленными драгоценными камнями.

 

Еще в глубокой древности в Индии было известно, что шлифовка граней кристалла алмаза позволяет улучшить его блеск и вид. Так, появилась простейшая огранка — «октаэдр»; для получения более сложной формы у кристалла стачивали одну вершину до образования плоской площадки, а затем естественные грани алмаза шлифовали и полировали. Эта форма огранки была распространена и в Европе до начала XIV в.

В XIV—XV вв. в Западной Европе уровень культуры и техники обработки цветного камня значительно возрос. В 1327 г. в Брейсгау начали работать «шлифовальные мельницы» с водяным или ручным приводом, в 1350 г. такая же мельница была построена в Праге, в 1385 г.— в Нюрнберге, а затем — в Идар-Оберштейне. В 1400 г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., видимо, впервые начали обрабатывать алмаз алмазным порошком. Античные камеи и инталии пользовались большим успехом во многих странах Европы. М. И. Пыляев пишет, что Карл Великий (742—814) геммой с изображением Юпитера скреплял документы, а Пипин Короткий (714—768) для этих целей использовал гемму с изображением Бахуса.

 

В середине XV в. придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые предложил огранку алмаза в форме «розы». Для получения алмазного порошка Беркем закреплял в специальном цементе два алмаза и тер их друг о друга; порошок наносили на металлический диск, который вращался в специальном станке для огранки алмазов. У бриллианта, имеющего форму розы, плоское основание, а на верхней части нанесены 12, 24 или 32 грани (фацеты), которые сходятся в центре, в вершине. Бриллианты с 12 гранями назывались «Розами д'Анвер», а с большим числом граней — «коронованными рбзами».

Приблизительно в 1600 г. в Париже была разработана полная бриллиантовая огранка алмаза, которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней. При такой огранке создаются оптимальные условия для полного внутреннего отражения и дисперсии света в алмазе. Сначала применялась самая простая форма бриллиантовой огранки, при которой на верхней и нижней частях бриллианта находилось по восемь граней. Ювелиры называли такую огранку ординарной или простой. Сейчас так гранят мелкие алмазы, получая бриллианты массой от 0,03 до 0,01 кар. Позже были разработаны более сложные формы бриллиантов — на обеих частях делали по 16 граней или 32 грани в верхней и 24 в нижней частях. Такие огранки соответственно назывались двойной и тройной (полной). В настоящее время алмазам придают следующие формы: «маркиз», «панделок», овальную, грушевидную, «бриолет», угловатую, «изумрудную», «каре» и др., а также классические формы.

Эпоха Возрождения сильно повлияла на развитие ювелирного искусства. Искусство глиптики в Италии вновь возродил Иоанн Бернарди (1555 г.). Его произведения, исполненные в античном стиле, преобладавшем в течение нескольких веков в резьбе по камню, отличаются большим художественным вкусом. Преемниками Бернарди были Доминико де Камеи и Кольдорэ.

В это же время жил и работал знаменитый художник-ювелир Бенвенуто Челлини, создавший великолепные образцы изделий из золота, эмали и драгоценных камней. Его работы хранятся в музеях Вены, Парижа и других городов. По рисункам известных итальянских живописцев Гиберти, Гирландайо и др. создаются уникальные ювелирные изделия — перстни, браслеты, застежки, пояса с многофигурными сценами. В Милане покрывают резьбой сосуды из хрусталя и других цветных камней. Там же были изготовлены великолепные столешницы из различных цветных камней (жадеит, лазурит, малахит, аметист, яшма, агат и др.), находящиеся ныне в Эрмитаже. Цветными камнями украшали оружие. Для этого использовали лазурит, сердолик, яшму, бирюзу, гранат, агат и др.

Развивается ювелирное дело и в Германии. В Нюрнберге, Аугсбурге и других городах по рисункам крупнейших художников начала XVI в.— Дюрера, Гольбейна-младшего и др. создают уникальные ювелирные изделия. Великолепным резчиком по камню считался Лука Килиан, которого называли немецким Пирготелем. В ряде стран появляются первые кабинеты минералогии.

Существует предположение, что технология огранки алмаза в бриллиант была разработана в 1600 г. в Париже. Однако Э. Брутон считает, что первые бриллианты были изготовлены в Венеции В. Перуччи, причем гораздо раньше.

В эпоху Возрождения резные изделия из кварца и его разновидностей становятся предметом коллекционирования. Знаменитый поэт Италии Петрарка считался одним из первых крупных коллекционеров античных гемм.

В XVIII в. искусство камнерезания стало развиваться во многих странах. Наиболее интересны геммы конца XVIII в., выполненные английскими резчиками Уильямом и Чарльзом Браунами и хранящиеся сейчас в Эрмитаже. Брауны выработали свой стиль подражания античным мастерам. Чаще всего они применяли сердолик, сардоникс, оникс, горный хрусталь, кахолонг и другие разновидности кварца. В известной инталии «Марс и Беллона» они великолепно использовали разнообразную окраску камня, в результате чего получилось глубокое объемное изображение. Очень интересна камея «Аллегория победы над турецким флотом», выполненная на трехслойном (синем, коричневом, белом) сардониксе. На темно-коричневом фоне с синим просветом вырезана белая фигурка Екатерины II в образе богини победы Минервы, перед которой преклонил колени янычар, олицетворяющий поверженную Турцию. Над Екатериной II — парящая фигура Славы. Эта камея отличается очень тонкой резьбой и прекрасной передачей объема.


В XVIII в. появились русские резчики гемм: С. В. Васильев, О. А. Алексеев, Раевский, Уткин, работы которых экспонировались в Академии художеств в Петербурге.


В XVII—XVIII вв. в Западной Европе цветные драгоценные камни стали использовать при изготовлении настольных украшений — шкатулок, статуэток, письменных приборов, часов и т. п. В Эрмитаже хранятся настольные украшения французских ювелиров XVII— XVIII вв., усыпанные рубинами, сапфирами, бриллиантами, изумрудами, бирюзой, гранатами, горным хрусталем и халцедонами.

Огромные ценности были собраны в сокровищницах владык Востока. В Китае был построен летний дворец богдыхана, в котором хранились драгоценности, накопленные за многие столетия. Среди них — макет дворца из золота длиной около 5 м и шириной 3,6 м с деревьями, листьями и цветами из изумрудов, алмазов и рубинов. Несметными богатствами обладали правители Индии — Великие Моголы. Среди их сокровищ было пять тронов. Они были выполнены из золота и украшены алмазами массой до 300 кар каждый, жемчужинами до 50 кар и другими драгоценными камнями. Каждый трон имел название — алмазный, изумрудный, рубиновый, сапфировый и павлиний.

На территории европейской части нашей страны геологические условия резко отличались от условий Западной Европы, Средней Азии и Среднего Востока. Это несколько сдерживало развитие культуры применения цветного камня. А. Е. Ферсман писал, что «хорошего каменного материала в нашей стране было мало в противоположность Западу, где культура камня возникла вокруг прекрасных и многочисленных месторождений его ... И хотя на Западе на смену палеолиту пришел век полированного камня, у нас в России все еще очень долго применялись грубо обтесанные кремни — грубые изделия старого палеолитического типа».

Ассортимент каменного материала рос медленно. Кварцит, кварц, халцедон, кремень и яшмы — вот список минералов, применявшихся у нас. На Западе уже в палеолите использовалось не менее 20 минералов и около 10 видов горных пород; в неолите их общее число дошло до сорока. А. Е. Ферсман писал, что «в то время, когда в районах Средиземноморья уже зарождалось научное естествознание в трудах Теофраста, Аристотеля и Плиния — в нашей стране, медленно и сложными путями, в борьбе с трудными природными условиями, тысячелетиями развивалась культура камня: кремень и кварцит на Руси, обсидиан в Армении, нефрит (или змеевик) в Сибири, пирофиллит на Украине — всюду в сочетании с наступающей и побеждающей культурой меди и бронзы».


Впервые данные о камнях в Древней Руси были изложены в «Изборнике Святослава» (1073 г.). В нем встречаются описания некоторых свойств камня — цвета, твердости, цены, медицинские. Как правило, последние часто были связаны с различными суевериями. Одно из интересных ювелирных изделий Оружейной палаты — образок-камея из агата, выполненная византийскими мастерами в XI—XII вв., серебряная оправа камеи, отделанная жемчугом и драгоценными камнями синего, красного и зеленого цветов, создана позже, в XIV—XV вв.

В X—XVI вв. использовали янтарь, светлый аметист, с Кандалакшского залива привозили речной жемчуг, из Закавказья — обсидиан, гагат, мраморный оникс и бирюзу, из Средней Азии — лал и лазурит. Драгоценными камнями украшались оружие и одежда князей и бояр, в обиходе стали перстни с камнями и различные шейные и наплечные украшения. Появляются символы верховной власти — короны, скипетр, держава, царский жезл. В Оружейной палате Московского Кремля хранится уникальное произведение ювелирного искусства «Шапка Мономаха». Этот символ царской власти попал в Россию в XII—XIII вв. и считается арабско-египетским изделием. Она богато отделана жемчугом, рубинами, изумрудами и сапфирами, а навершие украшено крестом с крупными жемчужинами и изумрудами. «Шапка Мономаха» — символ высшей царской власти, и ею венчали на царство всех великих московских князей.

Большой популярностью пользовались драгоценные камни на Руси в XV—XVI вв. Иван III (1440—1505 гг.) разрешил свободную торговлю драгоценностями иностранным купцам. Русский историк Валуев пишет, что «...он усугубил сокровища, ... приумножил пышность двора своего». Огромные богатства собрал Иван Грозный (1530—1584 гг.). В его сокровищнице имелись изделия из бирюзы, кораллов, рубинов, сапфиров, изумрудов и других драгоценных камней. В честь покорения Казани в 1552 г. была изготовлена «Шапка царства Казанского». В ней сочетаются восточное и русское искусство. Золотая тулья вытянута вверх, на ней резной орнамент с кокошниками в русском стиле, а отделана она бирюзой, гранатами и жемчугом — излюбленными камнями Древнего Востока. Венец шапки ранее был украшен красной китайской шпинелью, которая в 1627 г. была заменена крупным желтым топазом с двумя жемчужинами.

При царском дворе Романовых работали иностранные ювелиры, которые в 1627—1628 гг. изготовили «Большой наряд» — скипетр, державу и венец (рис. 6). Золотой венец украшен типично русскими теремками с драгоценными камнями — изумрудами, сапфирами, гранатами, жемчугом и др., на вершине — крупный изумруд. Держава представляет собой большой обильно усыпанный синими, красными и зелеными драгоценными камнями золотой шар с высоким крестом. Скипетр покрыт тончайшей резьбой, эмалью и отделан цветными камнями, вверху — изумруд и две большие жемчужины.

В конце XVII в. русскими мастерами было изготовлено несколько уникальных регалий — «Шапка Мономаха второго наряда», две «Алмазные шапки», новая держава, скипетр, посох, бармы и другие изделия, хранящиеся ныне в Оружейной палате. В 1730 г. для русской императрицы Анны Ивановны была создана корона, в которой использовали 2536 бриллиантов и более 20 крупных цветных драгоценных камней. Вершину короны украшает крупный турмалин и крест с бриллиантами.

В Оружейной палате экспонируются разнообразные символы верховной власти, оружие, одежда и утварь. Среди них — скипетр польского короля, вырезанный из аквамарина, яблоко великодержавное, украшенное алмазами, изумрудами, красными и синими яхонтами, «Крест Мономахов», отделанный рубинами, жемчугом, алмазами и изумрудами, государственный щит России с бляхами из горного хрусталя, с изумрудами и рубинами. Здесь же хранятся царские троны, обильно украшенные самоцветами. Огромный интерес представляет старинное оружие: булавы XV в. со шпинелью, бирюзой и яхонтами; топоры рынд с яхонтами и бирюзой; палаши с изумрудами, яхонтами и бирюзой; усыпанные самоцветами греческие сабли; футляры для луков, колчаны для стрел и др. Там же экспонируется посуда из драгоценных металлов, украшенная драгоценными камнями.

В церковном убранстве на Руси драгоценные камни всегда играли большую роль. Иконы, кресты, мантии и различная церковная утварь украшались жемчугом, изумрудами, яхонтами и другими камнями. Широко известна богато украшенная икона «Владимирской богоматери» (1154 г.), хранящаяся в Москве. В алтаре Успенского собора в Москве хранятся два корсунских креста (1000 г.): один из горного хрусталя, а другой — из серебра с драгоценными камнями. По данным И. Е. Забелина, в золотое кадило Архангельского собора (1598 г.) «вставлены изумруды и яхонты, граненые и неграненые».

Очень ценны чаша (860 г.), вырезанная из целого куска сердолика (собрание Строгановых), и богато украшенное царское евангелие (1693 г.).


В изделиях с драгоценными камнями, изготовленных до XVII в., применялись главным образом камни, привезенные из других стран. Так, А. Е. Ферсман пишет, что в это время настоящего русского самоцвета и русского камня для ювелирных изделий в России не было, а все цветные камни попадали в Россию из Византии или с Востока. Только в середине XVII в. началась добыча русского драгоценного камня. В 1635 г. в предгорьях Урала был обнаружен малахит. Верительные грамоты 1675 и 1696 гг. сообщают нам об открытиях в Восточной Сибири месторождений сердоликов, агатов, халцедонов и яшм. В 1668 г. около деревни Мурзинки, на Среднем Урале, Михайло Тумашов открыл цветные камни и медную руду и объявил об этом в Сибирском приказе.


Петр I уделял большое внимание развитию горного дела, в том числе поискам и добыче драгоценных камней. При нем были открыты месторождения горного хрусталя, раухтопаза, аметистов и бериллов. К концу царствования Петра I слава об уральских самоцветах приобрела широкую известность. В 1700 г. Петр I учредил в Москве особый приказ горных дел, замененный в 1718 г. Берг-коллегией. В Тобольске было организовано горное начальство для управления сибирскими и уральскими заводами. 14 января 1725 г. Петр I повелел построить в Петергофе мельницу на 40 рам «для обработки и полирования самоцветов и стекол». А. Е. Ферсман пишет: «В течение двухсот с лишним лет фабрика была рассадником культуры камня, школой художников и мастеров. Ее изделия превзошли произведения Флоренции и Милана».

В 1714 г. Петр I основал в Петербурге Кунсткамеру, в которой работали М. В. Ломоносов, В. М. Севергин и другие ученые. Впоследствии из Кунсткамеры выделился Минеральный кабинет Академии наук, преобразованный в 1912 г. в Минералогический музей Академии наук. В 30-е гг. Минералогический музей был переведен в Москву. В настоящее время Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана располагает одной из крупнейших в мире коллекций минералов.

В XVIII в. был учрежден ряд орденов, украшенных бриллиантами и другими драгоценными камнями. На выставке «Алмазный фонд СССР» экспонируются ордена и орденские знаки, каждый из которых — уникальное ювелирное произведение.


Быстро развивается русское камнерезное искусство во времена царствования Екатерины II. В 1774 г. на берегу р. Исеть была построена Екатеринбургская гранильная фабрика, а несколько позднее на Алтае — Колыванская шлифовальня. «Петергоф — Екатеринбург — Колывань — таковы три центра старой русской камнерезной промышленности. Сначала затеи царского двора, а потом — три единственные в мире по размаху учреждения, призванные выявлять красоту русского цветного камня»,— так писал А. Е. Ферсман в книге «Из истории культуры камня в России».

Екатерина II очень любила драгоценности и щедро раздаривала их своим фаворитам — Румянцеву, Орлову, Потемкину, Зубову.

В то время в Петербурге на Миллионной улице жили лучшие мастера-ювелиры (Позье, Людовик Дюваль и др.), многие из которых выполняли заказы для царского двора. В моду вошли изделия с бриллиантами — серьги, пряжки для башмаков, поясов, пуговицы и запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки и гребни. Некоторые из этих изделий экспонируются на выставке Алмазного фонда. В XVIII и XIX в. в Петербург свозили самые лучшие облицовочные камни, которые использовались при строительстве дворцов, соборов, мостов. Именно камень создавал незабываемый облик Северной Пальмиры.

В 1765 г. была организована экспедиция «по розыскам мраморов и специальных каменьев на Урале», которая по существу представляла собой первую в России минералогическую экспедицию. В это время на Южном Урале в Ильменских горах были открыты месторождения амазонского камня, а на берегах оз. Байкал талантливый естествоиспытатель Лаксман нашел лазурит. В 1773 г. в Петербурге была образована Горная Академия (ныне Горный институт), где вскоре возник Горный музей, коллекция минералов и горных пород которого в настоящее время считается одной из лучших в России.

В конце XVIII в. в России начал развиваться камнеобрабатывающий промысел. На Урале стали гранить бериллы, изумруды, топазы, горный хрусталь, полировать яшмы, малахит и другие породы и минералы. На Алтае и в Забайкалье из цветных камней изготавливали вазы, столешницы и торшеры, получившие всемирную известность.


В 1817 г. в Петербурге было создано второе в мире и первое в России минералогическое общество, объединившее любителей минералогии, горных инженеров и ученых страны. Увлечение цветным камнем привело к открытиям в середине XIX в. месторождений изумрудов, топазов, демантоидов, цирконов, рубинов, хризолитов, алмазов и других драгоценных камней. «Теперь действительно в нашей стране были замечательные богатства самоцветов — сверкающие камни, которые могли послужить к созданию настоящего ограночного дела»,— так писал А. Е. Ферсман.

Действительно, в России в XIX в. камнеобрабатывающее искусство достигло весьма высокого уровня. Всему миру известны великолепные дворцы Петербурга (Зимний, Строгановский, Мраморный), Царского Села, Петергофа и Павловска, а также соборы — Исаакиевский, Петра и Павла и др., в облицовке которых использовались разнообразные мраморы, яшмы, кварциты, малахит, лазурит, родонит и другие цветные камни России. На весь мир прославился уральский малахит. Из него были изготовлены вазы, столешницы, письменные приборы и украшения. Прекрасен Малахитовый зал Зимнего дворца. Изделия русских мастеров из малахита хранятся в Лувре.


Получила всемирное признание и русская яшма. Мастера Колывани и Екатеринбурга создали много уникальных изделий — ваз, столов, колонн и торшеров. В их числе знаменитые гигантские вазы из калканской яшмы, изготовленные прославленными русскими мастерами Коковиным и Налимовым. В XIX в. на заводах Колывани и Екатеринбурга сделано более 300 крупных ваз. В Эрмитаже хранится более ста ваз, чаш, столешниц и торшеров из яшмы. В заключении жюри I Всемирной выставки в Лондоне (1851 г.) по поводу экспонировавшихся на ней яшмовых ваз написано: «Мы не думаем, чтобы столь грандиозные и так хорошо сделанные произведения были когда-либо исполнены со времен греков и римлян».

Посетителей русского раздела Всемирной выставки поражали своей красотой прекрасная диадема, украшенная тремя тысячами драгоценных камней, коллекция уральских самоцветов графа Демидова, рубины графини Воронцовой-Дашковой.

Ошеломляющее впечатление производили огромные парадные двери из малахита. Авторы «Обозрения Лондонской всемирной выставки» писали: «Переход от брошки, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который привыкли считать драгоценностью». Многие русские изделия из камня получили призы этой выставки.

В начале века в ювелирных изделиях наряду с бриллиантами, сапфирами начали широко применять полудрагоценные камни, из которых самым распространенным стал сердолик. Он употреблялся для изготовления перстней, табакерок, браслетов. В это же время стали цениться аквамарины, топазы, агаты, ониксы. Из них делали браслеты, цепи, диадемы, гребни и колье. Камеи, гребни, серьги, браслеты — вот изделия из кораллов, снова вошедших в моду в 20-х годах XIX в. В это же время появляются броши из драгоценных камней с миниатюрными портретами или камеями.

Во второй половине XIX в. среди ювелирных фирм России выделилась фирма, которой руководил Карл Фаберже. Она была основана в 1848 г. в Петербурге. По рисункам и образцам Фаберже работали крупные ювелирные мастерские того времени — Реймера, Гольстрема и Коллина. В этих мастерских трудилось много талантливых русских мастеров, изделия которых ценились очень высоко. В изделиях фирмы Фаберже использовались нефрит, родонит, яшма, горный хрусталь, розовый и белый кварц, лазурит. В начале XX в. в мастерских Фаберже было освоено изготовление различных настольных украшений, пасхальных яиц, миниатюрных скульптур людей, животных, а также каменных цветов, которые пользовались большим спросом и ценились очень дорого. Многие изделия делали по заказам членов царской семьи. Талантливейшим художником-камнерезом этой мастерской был П. М. Кремлев. Большой интерес представляют также работы Дербышева, Бирбаума, Якобсона. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. русские художественные изделия из камня имели огромный успех. После выставки фирма Фаберже открыла в Лондоне свое отделение, которое обслуживало Англию, Францию, США, Индию и Сиам.

В минералогии конец XIX в. ознаменовался синтезом драгоценных камней группы корунда. С 1902 г. французский химик М. А. Вернейль начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины, а чуть позже — сапфиры и шпинель. Сейчас синтезированы очень многие ювелирные камни. Решение проблемы синтеза драгоценных камней дало новый толчок в развитии ювелирного производства. Синтетические камни очень быстро нашли широкое применение в самых различных областях промышленности.

Однако обилие синтетических камней не снизило, а во много раз превысило стоимость природных ювелирных камней. За последние десять лет стоимость ювелирных алмазов увеличилась почти в три раза, а цены на изумруды и рубины стали выше, чем на алмазы. Украшения из камней по-прежнему ценятся очень высоко.

Но драгоценный камень служит не только для украшения. Так, алмазы используются в бурении. В настоящее время более 30% общего объема бурения выполняют с помощью алмазных коронок, что уменьшает сроки разведки новых месторождений и снижает затраты на эти работы в три раза и более. В металлообрабатывающей промышленности алмаз служит резцом и сверлом, незаменим он в абразивной промышленности. Его применяют в приборостроении, при протяжке тонкой проволоки в кабельной и электроламповой промышленности. Цирконы применяются в ядерных реакторах, металлургии и авиационной технике; корунды — в химической промышленности, как абразивный материал, в оптических квантовых генераторах и датчиках в электронных приборах; благородные турмалины — в оптике и радиоэлектронике, а берилл и другие бериллиевые минералы являются сырьем для создания особо прочных металлов.


Огромная область применения у минералов группы кварца — радиоэлектроника, стекольная и абразивная промышленность, приборостроение и др. Цветные камни широко используются и в строительном деле. Яшма, мраморы, лабрадорит, кварцит, родонит — вот камни, которые украшают интерьеры подземных станций Московского метрополитена. Цветные камни применяются для наружной и внутренней отделки деталей стен, интерьеров и цоколей.

 

             Содержание          

Hosted by uCoz