Египетские пирамиды

Европейские паломники, следуя из Египта в Иерусалим, к пирамидам особого интереса не проявляли. Единственное сохранившееся из древних памятников чудо света достопримечательностью не считалось. По какой-то нелепой причине пирамиды считались житницами Иосифа. Так, например, в «История франков» Григория Турского сказано: «Иосиф построил амбары, удивительно искусно, из квадратного камня и цемента, так что книзу они были шире, а кверху — уже, для того чтобы через маленькое отверстие вверху насыпать туда пшеницу; эти амбары можно видеть и сегодня» (Григорий Турский. 1.10). Этой путаницы нет в средневековых еврейских источниках. Например, в книге странствий раби Вениамина упоминаются остатки житниц Иосифа недалеко от Каира. «Там находится также пирамида, воздвигнутая посредством чародейства: подобной ей нет во всем мире и ни в каком месте. Как пирамида, так и житницы чрезвычайно прочно выстроены из кирпича и извести» (Еврейские путешественники, с. 182). Под житницами могли пониматься маленькие пирамиды, сопровождавшие большие.
Легенду о житницах излагает флорентийский паломник Симоне Сиголи, который, отправившись в путь летом 1384 г., видел пирамиды своими глазами. В венецианском соборе Св. Марка пирамиды так и изображены — в виде огромных амбаров с окошечками.

«Выйдя из Каира, милях в десяти, находятся житницы Фараоновы, и построены они, когда Фараону приснилось семь коров тучных и семь коров тощих, и три хлебных колоса полных и три пустых; Фараон же захотел постичь, что этот сон должен означать, на что Иосиф ему сказал: „Господин, это знаменует семь лет великого изобилия и семь лет великой скудости, и потому, — сказал Иосиф, — господин, если вы желаете быть великим владыкою, сделайте великий припас хлеба, и когда придет время скудости, вы сможете помочь народам, и тем станете величайшим господином". И вот, Фараону весьма понравилось изъяснение, которое Иосиф ему указал. Незамедлительно Фараон повелел Иосифу сделать сказанный припас; и вот, Иосиф изыскал средство получить зерно со всех концов, сколько мог получить, и вскоре собрал его величайшее число модиев, и это зерно засыпал в эти житницы. Они же суть самые большие здания, какие только ни виданы; их три, и отстоит одна от другой, быть может, в ручное вержение; и сложены из величайших камней, длинных и огромных; и образом точь-в-точь как адаманты; их колодка внизу широчайшая, а сверху заострена, и широки они по каждой стороне более ста локтей, и высоки в доброе самострельное поприще. И ежели я не запамятовал, ширина их у подножия, как мерили мы руками, по каждой стороне 140 локтей: и у всякой четыре стороны; и зерно засыпалось внутрь: подумайте, сколь величайшее количество его должно было в них вместиться» (Записки итальянцев, с. 54-55).

В 1325 г. марокканский путешественник Ибн Баттута прибыл в Египет. Его рассказ о пирамидах — смесь книжных легенд и слухов. Наиболее любопытное из них — это вавилонское предание о великом потопе, когда бог Кронус явился во сне царю и, предупредив его о потопе, велел написать историю мира от начала и закопать ее для сохранности в Сиппаре, городе солнца.
«Пирамиды — одно из чудес света, сведения о котором дошли до нас из глубины веков. Люди много говорят и об их предназначении и спорят о том, кто же их построил. Многие утверждают, что все знания и науки, известные человечеству еще до Великого Потопа, были получены людьми от Гермеса Первого, жившего в Верхнем Египте, его называют Ахнухом (Енох), это Идрис, мир ему. Говорят, что он первый, кто говорил о движении сфер и небесных тел. Он был первым, кто начал строить храмы и восхвалять в них Аллаха Великого и Всемогущего, и это он предупреждал людей о приближении Великого Потопа. Испугавшись, что знания, науки и ремесла забудутся людьми и пропадут, он построил храмы-пирамиды, на которых и изобразил все ремесла и инструменты, записал знания и науки человечества так, чтобы они остались навеки.

Говорят, что сосредоточением знаний и столицей Египта был город Манф (Мемфис), расположенный на расстоянии одного барида от ал-Фустата. Но когда была построена Александрия, люди перебрались туда, и столицей Египта стала Александрия, остававшаяся таковой вплоть до распространения здесь ислама, когда Амр ибн ал-Ас, да будет Аллах доволен им, заложил город ал-Фустат, ставший главной цитаделью и столицей Египта.

Пирамиды сложены из твердых, обтесанных, необыкновенно высоких камней кубической формы; имеют форму конуса, с широким основанием, сужающимся кверху. Входа или дверей нет, и как они были построены — неизвестно.
Рассказывают, что одному из царей Египта еще в глубокой древности, до Великого Потопа, было видение, устрашившее его и потребовавшее, чтобы он построил эти пирамиды на западном берегу Нила, и чтобы они стали хранилищем наук и усыпальницей царей.

Правитель спросил своих астрологов: „Начинать ли работы по строительству?" Ему посоветовали начинать и даже определили место — в северной части страны, подсчитали расходы на сооружение пирамид. Царь приказал собрать указанную сумму денег и приступить к строительству. Шестьдесят лет продолжалась работа, а когда все было закончено, царь велел сделать такую надпись: „Мы построили эту пирамиду за шестьдесят лет, а тот, кто хочет ее разрушить, — пусть сделает это за шестьсот лет. Разрушать легче, чем строить". Придя к власти, повелитель правоверных, халиф ал-Ма'муна решил разрушить пирамиды, его отговаривали, но халиф продолжал упорствовать в своем решении и приказал начать разрушение пирамиды с северной стороны. Чтобы пробиться вовнутрь пирамиды, ее нагревали огнем, обливали уксусом, таранили. Наконец удалось пробить небольшую брешь, ее видно и по сей день. В туннеле нашли клад, и когда по приказу халифа его оценили, то оказалось, что стоимость клада точно равна расходам на пробитие бреши и прорытие туннеля. Это совпадение очень удивило халифа. Ширина стены пирамиды была двадцать локтей» (Ибн Баттута, с. 53-55).

Рассказ о египетских пирамидах пользовался необычайной популярностью у арабских географов. Однако то, что сообщает анонимный автор персидской космографии, выглядит абсолютно нереально: по его словам, пирамиды имеют узкое основание и расширяются кверху.

«В пределах Мисра есть крепость. Ее называют Хараман. [Площадь] ее — 400 локтей. Ее построили из глазури, гранита, мрамора, олова, клея, жира и других [материалов]. В каждом углу сделано из камня изваяние орла, будто вот-вот он взлетит. Если бросить в клюв орла миллион камней, полным он не станет. Никто не знает, куда деваются эти камни. [Камни цитадели] превратились в монолит. Всюду надписаны удивительные вещи из медицины, философии и магии. Написано [также], что [когда] построили Хараман, [звезда] Альтаир была в созвездии Рака. В настоящее время она находится в созвездии Козерога. По подсчетам, его выстроили двести тысяч лет назад, а со времени Адама, мир ему, минуло более семи тысяч лет. Быть может, его построили джинны. (...) Говорят, халиф Ма'мун потратил много богатств, чтобы разрушить десять локтей [цитадели], но не смог. Не действовало на нее ни железо, ни что-либо другое; не сгорела она и от огня и серы. Подняться на нее [тоже] никто не смог. Она самая удивительная из крепостей и замков — нижняя часть ее узкая, кверху постепенно расширяется. По этой причине никто не может на нее взобраться» (Чудеса мира. 128).

Ибн Хордадбех (род. около 820 г.), заведовавший одно время государственной почтой в провинции ал-Джибал (Северо-Западный Иран) и имевший доступ к правительственному архиву, сообщает в «Книге путей и стран» о попытке проникнуть в одну из малых пирамид. В главе «Диковинные сооружения» он пишет: «[В их числе] — две пирамиды в Мисре. Высота каждой из них 400 локтей, они становятся уже по мере того, как поднимаются. Обе они [облицованы] мрамором и алебастром. Длина [их] 400 локтей, ширина также 400 локтей, [если мерить] королевским локтем. На них муснадом (химйа-ритским письмом) высечены все волшебства и все чудеса из медицины и астрономии. Говорят, что только Аллах ведает о том, что они — постройки Батламуса ал-Калузи — царя. На них такая надпись: „Я построил их. Тот, кто утверждает мощь своего царства, пусть разрушит их, хотя разрушение легче сооружения. Даже харадж (налог) всего мира недостаточен для их разрушения"» (Ибн Хордадбех. 76).

Несколько историй из занимательного сборника рассказов Абу Али ал-Мухассина ат-Танухи (940-994) показывают, как его современники воспринимали древние памятники Междуречья. Нас же интересует, какие ощущения испытывал в этом культурном ландшафте средневековый человек? Отрицать психологическое воздействие исторических декораций невозможно. Забвение, царившее в этих местах, дразнило воображение. Пространство исчезнувшей цивилизации превратилось в пространство чудес. Камни и скульптуры, покрытые забытыми письменами, на взгляд средневековых обитателей Междуречья, были талисманами.

«Некоторые из удивительных достопримечательностей и чудес света находятся в Васитском Саваде. Эту историю мне рассказывали многие люди, в том числе и человек, известный под именем Ибн ас-Саррадж, а также Мухаммад ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Сахль ибн Хамид ал-Васити, чей дед Абу Бакр Мухаммад ибн Сахль был одним из самых почтенных людей в Васите, а потом многие годы занимал там пост судьи. После того как я записал этот рассказ, Мухаммад ибн Абдаллах заверил правильность записанного, поставив свою подпись.

— На расстоянии одного фарсаха с небольшим от Русафы на реке ал-Маймун есть селение набатейцев или иранцев, известное под названием Джиза. Люди говорили, что в нем сохранились руины древнего строения из известняка и гипса, а среди них купол, как у храма, и огромная статуя человека из гладкого черного камня, которую жители тех мест знают под именем Абу Исхак, потому что всякий раз, когда какой-нибудь силач пытался сдвинуть ее с места, он всегда оказывался поверженным, а кости его — переломаны. Одни погибли, другие стали калеками. Люди утверждают, что они слышали это имя еще от стариков. Селение это разрушено, и в нем нет никаких признаков жизни. Некто по имени ал-Джаланди, поставленный халифом ал-Мамуном для охраны дороги, взялся передвинуть этот камень. Он перевязал статую веревками, и быки оттащили ее в пустыню. Это было вечером. А когда наутро он вернулся туда, оказалось, что статуя отдалилась от того места, где он ее оставил накануне, и приблизилась к своему прежнему месту. Ал-Джаланди оставил статую там и ушел. Потом еще один человек из Русафы оттащил ее, наняв для этого носильщиков, которые поочередно волокли ее, и доставил статую в Русафу. Но жители тех мест, где она всегда стояла, пришли и стали кричать и шуметь: „Мы привыкли к ней. Ночами мы ищем возле нее приюта, и нам хорошо возле нее: дикие звери не тревожат нас, потому что не смеют приблизиться к тем, кому она дает приют". И ее с большим трудом оттащили на прежнее место. А на груди, на спине и на плечах этой статуи были древние надписи неведомыми буквами.
В этой же местности есть селение, которое называется Ка-сабат Нахр ал-Фадль, а настоящее его название — Талль Ха-вар. Примерно в двух фарсахах от него находится холм, именуемый Талль Риха. Это древний город, в котором есть много остатков старины, и среди них огромный квадратный камень, длиной в девять локтей, похожий на трон. Большая часть его вросла в землю. На нем есть изображения и надписи. Владелец Талль Хавара Ахмад ибн Хакан хотел откопать этот камень и посмотреть, что под ним. Стали откапывать — но ничего не получилось, потому что по мере того, как копали вокруг камня, он все глубже уходил в землю. Видя, что все его усилия ни к чему не ведут, Ахмад ибн Хакан оставил камень в покое» (ат-Танухи, с. 258-260).
Сны забытой цивилизации перетекли в сны людей, волей случая ставших наследниками чужих сокровищ.

Hosted by uCoz